Rock En Seine: Все мы звери, как и ты! День третий

Rock En Seine: Звери, как и ты! День третий

30/10/2019 Репортажи

Третий день обещал быть самым музыкально-насыщенным, поэтому, хорошо выспавшись и отдохнув, сразу отправились к парку Сен-Клу.

О том, как прошли предыдущие фестивальные будни, читайте в наших статьях Rock en Seine: через тернии к The Cure. День первый и Rock En Seine: Джунгли зовут! День второй.

Париж — город большой и, несмотря на то, что мы специально подбирали жилье в относительной близости к фестивалю, дорога к парку занимала не менее часа. Одним из сюрпризов стало изменение маршрута нужного нам автобуса: дороги непосредственно возле Сен-Клу были перекрыты из-за большого количества пешеходов. Как нам показалось, даже водитель до конца не знал свой новый маршрут, поэтому каждый раз автобус ехал по разным улицам, периодически застревая на узеньких перекрестках. На третий день мы решили попробовать добраться на электричке и, как результат, успели на выступление нормандской команды Cannibale, которые вышли на сцену в 2:30 после полудня. Несмотря на название, «Людоедами» оказались пятеро милых французов лет сорока, исполняющих супер позитивную смесь психодел рока с карибскими и африканскими народными мотивами. Под такие экзотические ритмы никто не смог устоять на месте — пританцовывали все! Забавный факт из жизни группы, что эти прогрессивные экспериментаторы проживают в настоящей глуши — в деревушке, где-то в Нормандии, с общей численностью населения 300 жителей, включая коров.

Николас Камю из Cannibale
Под Cannibale танцуют все!

Потанцевав на солнышке, мы отправились на Mini Mansions, интереса к которым добавляло «звездное» происхождение участников коллектива: вокалист Майкл aka Mikey Shoes Шумен и ударник Джон Теодор играют в Queens of the Stone Age, а басист Зак Дауэс и клавишник Тайлер Паркфорд — в супергруппе The Last Shadow Puppets. Ну и конечно же, мы успели послушать последний альбом Guy Walks Into a Bar…, вышедший за месяц до Rock en Seine. Наш фестивальный день только начался, поэтому чтобы поберечь силы, было решено наблюдать за происходящим на сцене с левого фланга танцпола, спрятанного в тени деревьев. Примерно на середине 50-минутного выступления Шумен, одетый в костюм цвета августовского неба, объявил I’m in Love и, вопреки здравому смыслу, мы двинули вперед за песнями, танцами и солнечным ударом. Следующей по списку стала нуарная композиция Vertigo, в альбомной версии записанная с Алексом Тернером, коллегой Дауэса по The Last Shadow Puppets. На фестивале обошлось без неожиданных появлений и вокальные партии между собой разделили Шумен и Паркфорд.

Майкл Шумен из Mini Mansions
Джон Теодор из Mini Mansions

«Такой замечательный фестиваль! Столько крутых групп: Royal Blood, Deerhunter, Aphex Twin! Народ, это намного круче, чем в Англии! Какого черта? Парни, вы все делаете правильно!» — воскликнул Шуман во время небольшой технической паузы, за которой последовал Bad Things (That Make You Feel Good) — свежий роковый трек о безрезультатной борьбе добра и зла.

Mini Mansions

Едва Mini Mansions сложили гитары, мы рванули на главную сцену, где с минуты на минуту должен был начаться концерт ирландской инди-поп группы Two Door Cinema Club, заехавших в Париж в рамках большого мирового тура в поддержку четвертого студийного альбома False Alarm, релиз которого состоялся в июне этого года. Под стать обложке диска и предшествующему ему видеоклипу на песню Talk, сцена была оформлена в сине-красных цветах.

Алекс Тримбл из Two Door Cinema Club

Ради Two Door Cinema Club к главной сцене стянулся весь Rock en Seine, включая тех, кто буквально несколько минут назад мирно отдыхал на тенистых лужайках парка. Откровенно говоря, четыре часа дня — достаточно раннее время для такой именитой группы, тем более что перерывы между концертами длились около часа.

Кевин Бэйрд из Two Door Cinema Club

По всей видимости из-за непродолжительного выступления, в сет-лист попало только три новых песни, а остальное время звучали старые, проверенные временем хиты, включая Undercover Martyn, Are We Ready? (Wreck) и I Can Talk, которые буквально пели всем «залом».

Алекс Тримбл из Two Door Cinema Club

Под конец музыканты заиграли свою самую первую композицию Something Good Can Work, отхватив щедрую порцию аплодисментов. Сдержанно поблагодарив собравшихся за поддержку, Алекс объявил прощальную и печальную песню Sun. Следуя расписанию фестиваля, шоу продлилось всего лишь 45 минут, оставив нас без жирной точки с терзанием гитар и прыжков в беснующуюся толпу.

Тем временем на сцене Cascade готовился выйти Sam Fender — молодой, но очень талантливый и перспективный музыкант из британской глубинки (подробнее о нем читайте в нашем переводе статьи The Guardian Sam Fender: голос поколения, которому есть что сказать). Послушав его прошлогодний дебютный мини-альбом Dead Boys и посмотрев все доступные на Ютубе видеозаписи, мы с нетерпением ждали этого выступления. Гипер эмоциональные тексты и мгновенно цепляющие мелодии заметно отличают его от волны однотипных «Эдов Ширанов», растущих на музыкальной арене, как грибы после дождя. Согласитесь, интересно увидеть, как делает свои первые шаги артист, которому медийные гиганты пророчат великое будущее!

Sam Fender

На танцполе было довольно свободно, возможно, в этом виновата беспощадная жара или же пересечение с другой юной исполнительницей Clairo, выступавшей на Scène des 4 Vents. Неважно, главное, что все, кто собрались, определенно знали, куда пришли: с первых строчек подхватывали песни (а тексты у Фендера далеко непростые) и активно хлопали. Особо энергичная поддержка исходила от компании земляков Сэма, которые время от времени напоминали ему о своем присутствии. В целом, концерт прошел отлично, и мы ни на минуты не пожалели о своем выборе. Мощнейший голос Фендера, успевшие полюбиться песни и саксофон, придавший шарму музыкальным проигрышам, и энергетика, исходившая от музыкантов, которые были в нескрываемом восторге от происходящего. Правда, сам виновник торжества смотрелся отстраненно и слишком спокойно по сравнению с записями выступлений на других площадках. А главный минус — продолжительность концерта составила 35 минут, гораздо меньше, чем было заявлено в расписании. Символично, что последней прозвучала Hypersonic Missiles — о конце света в простом и переносном смысле. Перед уходом мы попросили у добрых техников Фендера сет-лист на память.

Sam Fender

Через пару недель после фестиваля, в пятницу 13-го сентября, у Сэма Фендера вышел дебютный альбом Hypersonic Missiles, который занял первое место в британском чарте, с чем мы его искренне поздравляем.

Bring Me The Horizon буквально обрушились на главную сцену: безумное мерцание и помехи на экранах, мощный металкор, танцовщицы в жутких масках, прыгающие по баррикадам из телевизоров, мгновенно встряхнули размякшую под солнечным зноем толпу. Сами музыканты были одеты в белые комбинезоны, а фронтмен Оливер Сайкс красовался в дизайнерском красном костюме с надписью MANTRA (в честь открывающей шоу песни) и нашивками в виде газетных вырезок, посвященных массовым убийствам. В этом наряде Оли, который ко всему прочему выпускает свою линейку неформальной одежды, появляется на каждом концерте, начиная с фестиваля Lollapalooza, состоявшегося в апреле этого года в бразильском Сан-Пауло.

Оливер Сайк в костюме MANTRA от дизайнера Джейкоба Гарри Картера

После четвертого трека Wonderful Life группа полным составом удалилась, и на опустевшую сцену под торжественный марш вышли девушки-танцовщицы с разноцветными флагами на перевес. Вслед за ними появились музыканты, переодевшиеся в штатское, и под крик Оли «Can you tell from the look in her eyes?» начали играть Shadow Moses. В последних двух альбомах That’s the Spirit (2015) и Amo (2019) BMTH начали экспериментировать с электронной и поп-музыкой, отойдя от привычного металкор звучания, что привело к весьма критичным отзывам со стороны консервативных поклонников. Не будем спорить о вкусах, но, как нам показалось, под старые песни народ отрывался и слэмился, куда более активнее. То и дело, иногда по просьбе самого Оли, в толпе возникали очаги больших и маленьких серкл-питов.

В первых рядах стояли фанаты, которым плевать на изменения, например, девушка с плакатом «Yes, I wanna start a cult with you» — ответом на рекламную кампанию к последнему альбому Amo. Примерно за год до его выхода в крупных городах по всему миру появились постеры с вопросами «do you wanna start a cult with me?» и ссылкой на сайт, при открытии которого всплывало «приглашение к спасению» и дата «21 августа 2018». Именно в этот день вышел первый сингл Mantra, в видеоклипе к которому Оли появляется в образе левитирующего мессии в красном костюме.

Поклонники Bring Me The Horizon

Оли со своей стороны выражал любовь к поклонникам на расстоянии: рисовал сердечки на камере оператора, транслирующего концерт на боковые экраны, прогуливался по подиуму, но в толпу так и не прыгнул.

Поклонники Bring Me The Horizon

Журналисты Rock en Seine не упустили возможности пообщаться с Оли и спросили его о том, как рождаются его песни и гордится ли он своими работами.

Последней «живой» группой главной сцены стал хард-рок дуэт Royal Blood — еще одни представители нового поколения альтернативной музыки. В это сложно поверить, но в состав коллектива входит всего два человека: ударник Бен Тетчер и гитарист Майк Керр, отвечающий за вокальные и клавишные партии. Оба музыканта заслуженно считаются мастерами своего дела: Тетчер, как одержимый, стучит по барабанам, а Керр играет гитарные партии на четырехструнном басу с примочками и дополнительными усилителями.

Майк Керр
Royal Blood

Создалось впечатление, что у этих ребят батарейки с бесконечным зарядом, и они в бешеном драйве способны выдавать одним за одним свои убойные треки. Хотя пару раз каждый из парней уходил в соло на своем инструменте, чтобы дать товарищу отдохнуть или попотчевать на лаврах. Во время концерта они обошлись без помощи сессионных музыкантов, не считая того, что им подпевали две бэк-вокалистки и полный танцпол поклонников.

Royal Blood полным составом

Разгоряченные заразительным роковым драйвом Royal Blood, мы поспешили на сцену Cascade, чтобы увидеть и услышать Foals во главе с Яннисом Филиппакисом. Этой весной группа выпустила первую часть пятого альбома Everything Not Saved Will Be Lost, который получил положительные отзывы музыкальных критиков и занял первое место в британском чарте. Не мудрено, что перед сценой яблоку негде было упасть, но, немного потолкавшись, мы заняли более-менее удобные позиции. Откровенно говоря, публика на Rock en Seine по своей способности сдвигаться с занимаемого места сравнима лишь с лондонским Тауэром, поэтому даже если впереди было свободное пространство, нас пропускали с нескрываемым недовольством. Либо вообще отказывались.

Foals начали с космической синти-поп композиции On The Luna, ставшей одним из синглов, предшествующих последней пластинке. Дискотека 80-х продолжалась еще пару песен, включая прифанкованную My Number, потом Foals «озверели» и началось мясо. «I know I cannot be true, I’m an animal just like you», — указывая пальцем на публику, напевал Яннис и, оставив своих музыкантов на ревущей и мигающей сиренами сцене, отправился в народ.

Inhaler не обошелся без длинного проигрыша, во время которого Яннис снова спустился в фотопит и прошелся вдоль первого ряда, а потом попросил всех присесть, чтобы, выждав несколько нагнетающих секунд, прыгнуть вверх под финальные строчки «Space, space! I can’t get enough space, space!». Народ вокруг слэмился и кружился, да и мы, признаться, не стояли в стороне. «When I see a man, I see a lion/ When I see a man, I see a lion» — поливая себя водой, Яннис в который раз спустился, и, встав на ограждение, продолжил орать строчки из What Went Down.

«Спасибо! Мы гордимся быть европейцами, и это огромное удовольствие играть перед вами!» — проорал Яннис и послал на четыре английских буквы Брекзит, Бориса Джонса, Трампа и Путина. Foals по праву заслужили звание самого фееричного концерта этого фестиваля!

Фестиваль приближался к концу и в нашем путевом листе осталось только одно имя. Last but not least, как говорится, на главной сцене началось шоу великого и ужасного Aphex Twin. Очень странное чувство переключения с бурлящих, как океан, Foals, на залипательное дарк-эмбиент и техно Афекса, сопровождаемое лазерным шоу. Под конец первого часа сета на экранах стали появляться лица людей из первых рядов, искривленные в стиле постера к фильму «Страх и ненависть в Лас-вегасе». Во второй части музыка заметно изменилась, Афекс прибавил в bpm, уходя в мелодичный брейкбит, а после и вовсе в хардкор , а на сцене стали мелькать фотографии самых известных людей Франции, от Зидана до Луи де Фюнеса. Естественно, слегка прифотошопленные. Домашняя заготовка британского диджея пришлась по вкусу французской публике, которая, то скромно хихикала, то одобрительно улюлюкала и свистела, при виде хорошо знакомых персонажей. Примечательно, что Aphex Twin совсем не часто выступает на крупных фестивалях, поэтому увидеть его на парижском Рок-на-сене оказалось для нас поистине удачей!

Лазерное шоу на Aphex Twin

Уже на выходе мы обменяли наши многоразовые стаканы на три евро, которые «упали» на наши браслеты. Увидеть эти деньги в реальности надежды не было, потому что платежные системы, с которыми сотрудничает Rock en Seine, работают только с банковскими картами стран Евросоюза. Фестиваль закончился и оставил двоякие незабываемые положительные и отрицательные эмоции. Начнем с плохого.

Минусы

  • Кто составлял это расписание?! Grande Scène простаивала, в то время, как на Scène Cascade и Scène des 4 Vents в одно и тоже время начинались и заканчивались концерты длительностью 40-50 минут. Приходилось постоянно выбирать между двумя интересными исполнителями, лишая возможности побывать сразу на обоих концертах. Ко всему прочему, во время концертов на главной сцене нигде ничего не происходило, что приводило к большому скоплению людей.
  • Скучно! Самым увлекательным из предложенных развлечений оказалось бесплатное мартини, но его давали только один раз в день. Билеты на французские поезда и окрашивание футболок нас не заинтересовали, а до локации The Vellage, где проходили какие-то ивенты, мы так и не дошли из-за неудобного расположения. Можно сказать, что Rock en Seine — фестиваль выходного дня, рассчитанный на людей, которые хотят расслабиться после рабочей недели. Никакого треша и хардкора.
  • Сколько-сколько? Фестивальные цены рассчитаны на столичных буржуа: пиво, сидр и безалкогольные напитки от 4 евро за 250 мл, фаст-фуд от 6 евро, что дороговато даже для Западной Европы. Возможно по этим причинам, на Rock en Seine мы не встретили ошалелых фестивальщиков, готовых на полный и бескомпромиссный отрыв.
  • Кто в кабинку крайний? Самое большое количество посетителей пришлось на первый день фестиваля, хедлайнерами которого стали легендарные The Cure. Бесконечные очереди образовались возле пунктов пополнения баланса, туалетов, баров и закусочных. В последующие два дня было намного свободнее, но после 6 вечера, приходилось стоять по 10-15 минут, чтобы попасть в женский туалет.

Плюсы

  • Drink More Water! Питьевые фонтанчики пользовались большой популярностью и заметно сэкономили наш бюджет, так как на тридцатиградусном пекле пить хотелось все время. Видимо, Париж едва отошел от аномальной сорокаградусной жары, и иногда охранники разрешали проносить безалкогольные напитки на территорию фестиваля.
Фонтанчик с питьевой водой
  • Пластику — нет! Фестиваль отказался от одноразовой посуды и разливал напитки в фирменные возвратные стаканы, стоимостью 1 евро. В ходу были стаканы не только с прошлых Rock en Seine, но и других фестивалей. Напитки покрепче и поэлитнее наливали в стеклянные фужеры, которые настоятельно просили вернуть. Парижане — люди приличные, четко выполняли правила и не мусорили.
  • Скажите сыыыр! Хоть эта заслуга не организаторов фестиваля, а щедрого производителя, но мы вдоволь наелись изысканного французского сыра, которым настоятельно угощали всех желающих.
Производство сырных шариков с ореховой начинкой
  • Моя охрана меня бережет. На фестивале работали профессиональные и опытные секьюрити, которые не мешали людям отдыхать, а когда требовалась помощь — просто выполняли свою работу. Особенно нам запомнился харизматичный охранник с интересной татуировкой на сцене Cascade.
Никого из президентов США не напоминает?
  • No cash. Бумажные карты и буклеты остались в прошлом, а для удобства ориентации в пространстве и расписании концертов, мы пользовались официальным приложением на французском и английском языках. Все просто и понятно: карта, расписание, избранные исполнители, плейлист и тд. На территории фестиваля нельзя было расплатиться наличными, а вместо этого в ходу были браслеты и мобильные платежи. Последнее было доступно только держателям банковских карт Евросоюза, зато предполагало подарочные три евро на пиво мороженое.
  • Bon appétit! Помимо привычного фестивального фаст-фуда в виде бургеров и шаурмы, на фестивальном фудкорте можно было приобрести копченый на огне лосось, голубой сыр, бутерброды с байонской ветчиной и традиционные французские сладости.
Прощай, Rock en Seine!