Rock en Seine: через тернии к The Cure. День первый
На территорию фестиваля Rock en Seine можно было попасть с двух входов – для простых смертных и для VIP персон. Мы, как аккредитованные журналисты, попали в последнюю категорию. Проигнорировав инструкции организаторов, заботливо высланные на французском языке, мы отправились на общий вход и обнаружили огромную очередь, протянувшуюся на несколько километров от парка по мосту через Сену. Движение машин было перекрыто, повсюду стояли полицейские, следившие за безопасностью, а улыбчивые девушки раздавали холодный чай, спасающий от 30 градусной жары. Покрутившись в поисках отдельной очереди, мы нашли англоязычного офицера, отправившего нас по верному пути: нужно было сесть на трамвай и проехать одну станцию вперед. Проезд в Париже составляет полтора евро, поэтому поджав хвосты и уши, мы решили не пробивать билетики. На входе для прессы очередей не было, поэтому без особых проволочек мы получили заветные пассы и побежали к сценам, успешно миновав поверхностный досмотр. По словам нашего третьего участника экспедиции со стандартным билетом, до входа он добрался минут за тридцать, сумки и карманы при этом осматривали тщательно.
Из-за путаницы с нужным входом, мы пропустили немецкую певицу Alice Merton и не спели ее самую популярную песню No Roots, поэтому, оказавшись на территории фестиваля, первым делом отправились на главную сцену, где уже начали выступать местные любимцы Balthazar. Несмотря на вечернее время и конец лета, солнце палило в полную силу, но желающих послушать мелодичный бельгийский инди-рок собралось немало. Народ подпевал каждому припеву, пританцовывал, попивая прохладительные напитки, и с восторгом встречал подбадривания фронтмена Маартена Деволдере, говорившего то на французском, то на английском языках. Выступление Balthazar длилось ровно 50 минут, и на финальной композиции Entertainment танцевали все! «Thank you so much! Merci beaucoup!» Отправив в гудящую толпу воздушные поцелуи, группа поклонилась и отправилась за кулисы.
Несколько лет назад парижский фестиваль отказался от одноразового пластика в пользу многоразовых фирменных стаканов, стоимость которых составила 1 евро за штуку. Стоит отметить, что в ходу были стаканы с прошлых лет и других фестивалей, а при желании на выходе можно было сдать использованную тару (до 5 штук в день). Естественно, постоянное ношение стакана с собой причиняет некоторые неудобства, зато спасает от гор мусора в конце фестивального дня.
Как и на других фестивалях, здесь действовали собственные системы оплаты: входным браслетом с чипом и мобильным приложением, предлагавшим бонусные 3 евро при регистрации. К сожалению, последний способ подходил только для владельцев банковских карт Евросоюза, и волей-неволей мы выбрали браслеты. В первый день фестиваля в пунктах пополнения баланса стояли километровые очереди, впрочем, как и в бары, туалеты и некоторые точки с едой. Небольшая территория фестиваля буквально трещала по швам от огромного количества поклонников хедлайнеров пятницы – легендарных The Cure. Достаточно было взглянуть на черные футболки и возраст собравшихся, чтобы понять ради какой группы они купили билеты. К счастью для нас, мы обладали доступом в VIP зону, где все необходимые манипуляции от покупки напитков до похода в уборную выполнялись куда быстрее.
Туда мы и отправились, решив освежиться перед следующим участником, и обнаружили участников французской электро-поп группы Bagarre, дающих интервью местной телекомпании. Как бы не хотелось, на их концерт мы попасть не надеялись, потому что по времени он полностью совпадал с The Cure. Приятным бонусом первого дня стало бесплатное пиво и вино для посетителей VIP-зоны, и возле каждой сцены для прессы работал более менее уловимый вай-фай, на чем, собственно, наши привилегии и заканчивались.
Освежившись халявными напитками, мы побежали на MNNQNS, в последний момент заменивших King Princess, которая отменила выступление из-за проблем со здоровьем. Французские пост-панк рокеры, напомнившие нам австралийцев King Gizzard & The Lizard Wizard, на полную катушку зажгли сцену Cascade; мы без проблем подобрались к первому ряду, хотя людей собралось достаточно много.
По пути на следующую сцену Scène des 4 vents мы столкнулись с непреодолимым препятствием: местный производитель благородных сыров устроил дегустацию своей продукции. Кто готов отказаться от мороженого с голубым сыром и ароматных сырных шариков с грецким орехом, пусть первый кинет камень! Милейшие гарсоны с подносами в руках лавировали между отдыхающими на остатках газона, предлагая им отведать изысканные закуски.
Цены на фестивале испугают слабонервных восточно-европейских фестивальщиков: 4 евро — 0.25 пива, 7 евро — 0.4 сидра, 8 евро — Аппероль Шприц (в стеклянном бокале, который желательно вернуть), 6-8 евро — хотдог, 8-10 евро за кебаб, 10-12 евро — свежий, специально для вас копченый лосось. Безалкогольные напитки по 4 евро за 0,33, а вода бесплатно в специально оборудованных краниках.
Француженку Jeanne Added на главной сцене мы застали всего на пару песен, но зато каких! Специально для французского фестиваля она подготовила выступление с хором, отчего композиции с последнего хитового альбома Radiate зазвучали по-новому.
Следующим по расписанию стал Его Величество Джонни Марр, один из лучших из ныне живущих гитаристов и основатель легендарных The Smiths, впоследствии ставший причиной их распада. Разбежавшись с Моррисси, Марр успел поиграть в нескольких группах, включая Modest Mouse и The Cribs, а также занимался сольной карьерой, а в прошлом году выпустил весьма успешный альбом Call the Comet, занявший седьмую строчку британского хит-парада. Основной контингент составляли меломаны далеко за 45, решившие не занимать места на The Cure. Публика ликовала и подпевала каждой песне, а для нас главным вопросом вечера был How Soon Is Now?
Сгорая от желания оторвать руки составителю расписания, мы покинули Марра и побежали на EELS, известного, как просто E или Марк Эверетт, – весьма неординарного и глубоко почитаемого западной аудиторией независимого музыканта.
Не успели Марр и EELS отложить гитары и попрощаться, а толпы людей уже стекались к Main Stage, где через 15 минут должны были выступать главные герои первого дня – The Cure во главе с несменным лидером и идейным вдохновителем Робертом Смитом. Мы решили двигаться максимально близко к сцене, хотя народ останавливался еще далеко за условными границами танцпола. Как оказалось, пробиваться через толпу пенсионеров намного сложнее, чем через обычную фестивальную публику, но отключив все моральные барьеры, мы пробрались в более-менее смотрибельные и свободные ряды в ста метрах от сцены.
Аллилуйя! Боковые экраны вспыхивают и на сцену по очереди выходят ударник Джейсон Купер, гитаристы Саймон Гэллап и Ривз Гэбрелс, клавишник Роджер О’доннелл и сам Роберт Смитт, толпа ликует под торжественные аккорды Plainsong. Едва услышав звонкий, вечно молодой голос Роберта, поражаешься, что человеческий голос может звучать настолько пронзительно и растворяешься в музыке. Следующий трек Picture Of You добивает выживших, и вся многотысячная публика безоговорочно капитулирует. От строчек however far away I will always love you беспощадно щемит сердце, а группа плавно движется по треклисту Disintegration, возможно, главного альбома The Cure, который буквально пару месяцев назад отпраздновал тридцатилетие со дня выхода. Идет второй час концерта и подходит черед одной из ранних композиций – зловещей A Forest, открывшей готический период The Cure. Атмосферы ночного кошмара добавляет лицо Роберта на экранах без конца повторяющего «again and again and again and again…» После Disintegration группа уходит на перерыв.
В середине второго акта, отыграв нетленные Lullabay, Close To Me и The Caterpillar Смит начинает общаться с публикой и даже шутит, что забыл французский язык. «На самом деле, это наш последний европейский фестиваль этого лета». Толпа ревет. С улыбкой произнося бессмысленный набор звуков: «Это я говорю по-французски, если вы не поняли». Слышится смех и аплодисменты. После танцевальной The Walk, насколько это возможно у The Cure, Смит берет акустическую гитару и напевает «I don’t care if Monday’s blue/ Tuesday’s gray and Wednesday too/ Thursday I don’t care about you …» и вместе с нами и группой продолжает Friday I’m In Love. Пожалуй, это самая крутая пятница из всех возможных! Взяв паузу, Роберт представляет финальную песню Boys Don’t Cry, под которую плачут поют мальчики и девочки. «Спасибо, это было чертовски круто! Еще увидимся!» Ох, как бы хотелось, чтобы это было правдой! Искренне растроганные музыканты покидают сцену, а аплодисменты и гул толпы не смолкает еще несколько минут.
На трясущихся ногах мы покидаем поле, которое еще пару минут было сказочным лесом, и направляемся на последний концерт первого дня – сет проекта французского DJ Vitalic и его соотечественницы певицы Джулия Лано, она же Rebecca Warrior. Непонятно почему, но электроники на фестивале практически не было, и Kompromat стал глотком свежего воздуха для всех тех, кому хотелось потанцевать после двухчасового концерта The Cure. Ударная порция электро и техно (хотя их стиль описывают как нео-пост-панк), стильная Ребекка на вокале и крутое визуальное оформление с лазерами на сцене. У Kompromat только-только вышел первый альбом Traum und Existenz, к который мы оценили по достоинству.
Точно по расписанию музыка стихла и оставшиеся на последний концерт фестивальщики двинулись к выходу. Первый день официально закончился и, сдав найденные на пути стаканчики, мы отправились к трамвайной остановке.
Продолжение следует …