Pinkpop 2023: фондю, истории Робби и рейв в 5 вечера
С 16 по 18 июня 2023 года на территории голландского развлекательного парка Landgraaf Megaland состоялся ежегодный фестиваль Pinkpop — одно из важнейших музыкальных событий в Европе. Сам фестиваль является старейшим в Нидерландах, был основан в 1970 году и со временем стал символом поп-культуры, привлекающим тысячи посетителей со всего мира, готовых погрузиться в атмосферу незабываемого музыкального праздника.
В этом отчете мы расскажем о программе легендарного фестиваля, незабываемых выступлениях артистов, неоднозначных организационных особенностях и, конечно же, поделимся своими собственными впечатлениями и эмоциями от этого потрясающего события. Усаживайтесь поудобнее, включайте плейлист фестиваля и приготовьтесь окунуться в мир Pinkpop!
В дороге на фестиваль
Наше приключение началось с прилета в немецкий Кельн, расположенный в 100 км от ближайшего до фестиваля голландского города Ландграф, — к последнему мы планировали добираться из Германии пригородными электричками. Однако нам повезло еще больше: удобный вариант поездки был найден на сервисе blablacar всего за 6 евро с человека. По счастливой случайности, водительница и ее подруга тоже направлялись на Pinkpop из-под Мюнхена, поэтому всю дорогу мы обсуждали грядущие концерты и делились рекомендациями, на кого стоит сходить.
Прибыв на место, мы оказались в конце километровой очереди на заселение в кемпинг, где люди спокойно чилили на раскладных креслах в окружении тележек с сумками, набитыми туристическим снаряжением, продуктами и вещами. В нескольких метрах от нас продавали разливное и бутылочное пиво, на ближайшей заправке устанавливали диджейский пульт и готовились к открытию фестиваля, а на обочине можно было найти бесплатные биотуалеты.
Как мы писали в фестивальном гайде, Pinkpop предлагает три кемпинга: A — самый маленький и ближайший ко входу на фестиваль, В — огромный палаточный лагерь с двумя танцполами и ночными вечеринками в 20 минутах ходьбы, и С — самый дальний и тихий лагерь, от которого ходили фестивальные автобусы. Мы решили, что приехали за живой музыкой, поэтому жить будем максимально близко к фестивалю и выбрали кемпинг А.
В 18:00 открылись ворота кемпинга, и толпа посетителей начала медленное продвижение к входу. Примерно через полтора часа мы обнаружили, что существует еще одна очередь, в которой находилось всего 20-30 человек. Мы, конечно же, воспользовались возможностью, и уже через четверть часа подошли к контролю. Молодой секьюрити, даже не осматривая наши рюкзаки, с очень серьезным лицом задал три вопроса:
— У вас есть массивные музыкальные колонки?
— Нет.
— Газовые горелки?
— Нет.
— А хорошее настроение?
— ДА!!!
— Тогда добро пожаловать на Пинкпоп!
Жизнь в кемпинге
Нам удалось заселиться в кемпинг достаточно рано, чтобы выбрать удобное место для наших палаток недалеко от входа. Люди в кемпинге были открыты для непринужденных разговоров и готовы были оказать помощь. Мы с удовольствием воспользовались этой доброжелательностью, особенно когда столкнулись с проблемой установки палаток. Земля оказалась настолько сухой, что колышки невозможно было воткнуть глубже, чем на сантиметр. Однако, к счастью, у практичных голландцев были специальные молотки для забивания колышков, которыми любезно делились с каждым. Стоит отметить, что местные фестивальщики привозят с собой практически все, что может понадобиться в лагере. Помимо привычных раскладных стульев и столиков, мы увидели кастрюли, мангалы, посуду, фондю (!), а также замаринованное мясо для барбекю и упаковки макарон и картошки. И, несмотря на запрет использования бумбоксов, рядом с нами играла огромная передвижная установка с сабвуферами, проигрывателем для винила и разнообразными аудио-примочками.
В кемпинге был доступен платный душ за 3,5 евро (1 фестивальный жетон), бесплатные туалеты, в которые никогда не было очередей, и умывальники, где можно было почистить зубы и пополнить запасы питьевой воды. На второе утро фестиваля из-за нескольких сломанных кабинок, в женское отделение с душем образовалась огромная очередь. Возмущенные голландки быстро послали к черту гендерное разделение, что сделало все души общими.
Готовые блюда, полуфабрикаты, холодные и горячие напитки и теплые круассаны с кофе, а также необходимые товары можно было приобрести в магазине и на фуд-корте нашего кемпинга, но по фестивальным ценам и за жетоны. Важно отметить, что большинство услуг в кемпинге и на фестивале были платными, как например, надув матраса, и не предусматривались какие-либо бесплатные предложения или бонусы. Приобретение жетонов не вызывало проблем, так как на территории фестиваля и кемпингов было установлено большое количество автоматов, которые позволяли оплатить жетоны как банковской картой, так и наличными.
Зато были определенные проблемы с зарядкой устройств. В нашем лагере «А» отсутствовали камеры хранения с розетками, ближайшие находились в дальнем лагере «В». В инфоцентре можно было арендовать пауэрбанк на 1000 мАч, однако емкости этих пауэрбанков едва хватало для полной зарядки телефона. К слову, стоимость этой услуги составляла 1,5 жетона (5.25 евро) с дополнительным депозитом в 5 жетонов.
На фестивале
Pinkpop оказался небольшим по площади фестивалем, большая его часть располагалась между двумя стоящими друг на против друга сценами — North Stage и South Stage. Расписание было построено так, что концерты на этих гигантах не пересекались, поэтому некоторые фестивальщики располагались посередине и просто разворачивались к нужной сцене в назначенный час. Как оказалось, голландцы большие любители посидеть на траве, или на том, что от нее осталось после 90 тысяч пар ног. Поэтому большую часть времени мы лавировали между расположившимися на земле людьми, стараясь не наступить на чью-то руку или голову. Тоже самое творилось и в первых рядах: люди приземлялись поближе к сцене и сидели до последнего, пока за 10 минут до начала охранники не заставляли всех подниматься. Вход в так называемую «первую фанку» Северной и Южной сцен был ограничен: как только количество вошедших превышало допустимое число, входы закрывались до конца концерта. После этого пускали только обладателей VIP-браслетов и прессу. Поэтому на музыкантов, которых хотелось увидеть вблизи, приходилось приходить за 1-2 часа до начала выступления.
За Северной сценой находилась большая закрытая Tent Stage, на которой проходили концерты чуть менее популярных музыкантов, и отсутствовали какие-либо ограничения в виде «фан-зоны». По соседству расположился «сайлент диско» De Stille Jan — здесь на трех музыкальных каналах диджеи ставили хиты, периодически присоединялись живые музыканты, а ведущий умело руководил толпой в наушниках, раскручивая серклпиты вокруг шатра со сценой.
Четвертая и самая альтернативная сцена, спряталась прямо у входа на фестиваль, где в основном выступали панк и метал исполнители.
На территории самого фестиваля Vodafone установил большую горку с кучей розеток, где посетители могли бесплатно зарядить свои телефоны. Главным минусом этого варианта было отсутствие тени, и нам приходилось сидеть под палящим солнцем в ожидании полной зарядки своего устройства до 100%.
Официальный мерч можно было приобрести в двух точках, а цены соответствовали стандартно дорогим для такого рода мероприятий. Футболки популярных исполнителей улетучивались так же быстро, как горячие пирожки в базарный день. На память о фестивале мы приобрели модную кепку с принтом-куклой за 20 евро. Кстати, кукла в розовом платье стала своеобразным символом Пинкпопа благодаря объединению английского слова «pink» и голландского слова «pop», что в переводе означает «кукла».
Если вы посещали музыкальные фестивали вроде Sziget, Fest или Pukkelpop, то Pinkpop может вас разочаровать отсутствием привычных фестивальных декораций. Пространству между сценами явно не хватало гирлянд или флагов, а вместо колеса обозрения возле входа поставили небольшую и очень медленную карусель. Одним из немногих мест для фотографий стало граффити с изображением Энтони Киддиса, которое художники создали в первый день фестиваля.
Одним из необычных развлечений стала… телефонная будка. Из нее можно было позвонить на местную радиостанцию, освещающую фестиваль, и в прямом эфире передать привет своим друзьям. Ну или же просто позвонить домой. Очередь к ней была постоянно!
Еда и напитки
На Пинкпопе имеется собственное фирменное пиво Brand Bier, которое производится в небольшой пивоварне в провинции Лимбург — она сотрудничает с фестивалем с самого его начала! Самым распространенным и продаваемым во всех точках был пилснер, который стоил 1 купон (3,5 евро) за бокал емкостью 0,25 литра. У Южной сцены находился фирменный бар Brand Bier с обширным выбором пива и официантами в национальных костюмах. Здесь можно было посидеть за столиками и насладиться прохладным и объективно вкусным напитком из стеклянного бокала, естественно, без возможности вынести тару за пределы заведения.
Точки еще нескольких голландских пивоварен были доступны рядом с крытой сценой. Мы по возможности старались попробовать по пару сортов, но самые крепкие (8 — 9%), которые оставляли в наших планах на поздний вечер, увы, так и остались без покупки. Крепкие напитки на фестивале не продаются, но был замечен винный бар, который пользовался популярностью у фестивальщиков после заката солнца. В то же время вода была вкусной, абсолютно бесплатной и широко доступной! Спасибо лимбургскому водоканалу за расположенные по всей территории фестиваля точки с питьевыми водными кранами. Сложно представить, сколько литров воды мы выпили за три дня, и, благодаря этому, смогли избежать обезвоживания под жарким июньским солнцем.
Помимо характерных для фестиваля бургеров, пицц и кебабов, в одном заведении, специализирующимся на морепродуктах подавали мидии и устрицы. Мы решили не выпендриваться и подкреплялись традиционной голландской картошкой с соусом за 1,5-2 купона порция. Местные, к слову, предпочитают майонез всем другим соусам.
Музыка
После прослушивания последнего альбома EBM и просмотра свежих лайвов Editors, стало понятно: на этот концерт надо пробиваться в «первую фанку» — зону перед самой сценой. Мы решили прийти за час до начала концерта, поэтому достаточно спокойно зашли внутрь.
Все члены группы были одеты в черные брюки и рубашки, в то время как фронтмен Том Смит облачился в кимоно цвета хаки. В сочетании с его фирменными отрешенными танцами на сцене это выглядело чрезвычайно стильно. Значительная часть сет-листа была выделена под новые композиции, в то время как старые и узнаваемые хиты звучали с обновленной электронной аранжировкой. Такая удачная смесь инди-рока и танцевальной музыки в погружающемся в сумерки фестивале! Стоит отметить, что это был уже 6-й раз Editors на Пинкпопе!
Субботний концерт американцев Queens of the Stone Age без сомнения входит в ТОП-5 концертов фестиваля. По проверенной схеме мы подобрались к North Stage примерно к окончанию выступления предыдущей группы The Black Keys и без особого труда стали в 3-4 ряд прямо по центру сцены! Мощная энергетика коллектива и поток громких гитарных риффов сдетонировали взрыв восторга у заждавшейся публики. На самых роковых треках не обошлось без старого доброго «josh пита», а романтичную «Make It Wit Chu» все, как один, пели хором, обращаясь то ли к своим спутникам, то ли к стоящим рядом незнакомцам.
Отдельной пары слов заслуживает команда из Гааги Goldband — на нее нас зазывали местные фестивальщики еще на концерте QOTSA. Голландская группа, выступавшая в 5 часов вечера в последний день, в большей части своего выступления исполняла микс диско-попа, электроники и рока, однако ближе к концу выдала порцию хардстайла. Было довольно необычно наблюдать, как в первых рядах люди за 60+ лет вытанцовывают рядом с 20-тилетними. Хотя, чему удивляться — Нидерланды славятся историей хардстайл фестивалей.
P!nk стала единственным женским хэдлайнером этого фестиваля и, признаться, самым зрелищным. Огромное количество танцоров, красочное оформление сцены с розовыми фламинго и дискоболом, невероятные трюки, которые Пинк исполняла сама, пролетая над публикой. Она тренируется почти каждый день, чтобы быть на высоте в прямом и переносном смысле. И, конечно же, энергия, харизма и важное послание, которое Пинк всегда старается донести до своей публики на концертах. Она послала нах** всех причастных к принятию закона об абортах в Штатах и напомнила о правах женщин во многих сферах, которые, к сожалению, до сих пор не соблюдаются. Акустическую композицию Cover Me in Sunshine она исполнила вместе со своей дочерью Уиллоу Сэйдж Харт, чем растрогала весь Пинкпоп. Помимо этого мы услышали и множество хитов, включая Get the Party Started, Try, So What, Just Give Me a Reason. Пинк дважды выходила на бис, поблагодарив по отдельности музыкантов и танцоров, отдельное спасибо полетело и в публику. Поп-музыка, которую смотришь (и подпеваешь) с огромным удовольствием!
Robbie Williams был заявлен одним из хэдлайнеров Пинкпопа, и мы понимаем, почему. Яркое шоу, которое цепляет абсолютно в любой точке фестивальной площадки. У нас пробегали мурашки по коже, когда десятки тысяч людей разных возрастов подпевали композиции Don’t Look Back in Anger, исполненной трибьютом в память распавшихся Oasis (судя по историям и сохранившимся видео, Робби встретился с ними на Гластонберри в 1995 году). С фанатами в первых рядах музыкант постоянно заигрывал, шутил и, конечно, же посвящал песни — Angel он «подарил» дочке одной из поклонниц в толпе. Робби между песнями рассказывал истории о разных периодах своей жизни и творчества: о том, как ему было в составе Take That (на экранах он вывел рекламный ролик того времени, в котором Уильямс засветился полностью обнаженный), как его уволили из бойз-бэнда, потому что не хотел следовать правилам. Но, придя к своей сольной славе, Робби столкнулся с тем, что «карманы оказались полны денег и кокса, а жизнь потеряла смысл». Рассуждения музыканта о том, как тяжко быть богатым и знаменитым звучали, признаться, немного смешно.
Команду Dewolff мы видели на сольном концерте в Амстердаме целую вечность назад — в 2014 году. В то время они выступали втроем, а звучание уходило, скорее, в сторону психоделик-рока. За 9 последующих лет музыканты расширили свой состав до 10 человек и изменили направление в сторону блюза с элементами госпел-рока. Порой возникало ощущение, что мы находимся на съемках музыкального фильма Blues Brothers с их безудержной энергией, танцами и взаимодействием с публикой. И это в самом начале фестивального дня! Фронтмен Пабло ван Поел неоднократно выбирался в первые ряды фестивальщиков, которые охотно подпевали и отправляли его «в плавание» с гитарой на руках. В завершение выступления Пабло обратился к танцующей весь концерт в толпе девушке-подростку с вопросом:
-Умеешь ли ты играть на гитаре?
— Нет, но хотела бы научиться…
— Тогда эта гитара твоя! Играй в удовольствие!
Девушка оцепенела от удивления и вместе с родными просто не могла поверить своим глазам. Оператор съемки концерта, да и мы, признаться, тоже.
На выступление супергруппы Hollywood Vampires, в составе которой Джонни Депп, Элис Купер, Джо Перри (Aerosmith) и Tommy Henriksen, народу под сценой набилось задолго до концерта. Как нам показалось, большинство хотели увидеть Деппа, который после завершения судебного процесса совсем недавно вернулся на сцену. Да и мы, чего уж врать, ради него и пришли на концерт. В первых рядах фанатов были поколения разных возрастов — стильная бабушка с татуировками на пальцах и плакатом «Джонни, идем выпить вина после концерта» была рядом со своей маленькой внучкой. Пресса даже взяла интервью у нее перед началом шоу, а сам музыкант не преминул подмигнуть им. Само выступление, признаться, нас не впечатлило от слова совсем — этакий кавер-бэнд в дорогой обертке с репертуаром рок-хитов (причем, не своих). После трех композиций мы спокойно покинули музыкантов наедине с их фанатами. Отдельное уважение за трансляцию на экране детей в Украине во время трека Heroes в середине концерта.
Red Hot Chili Peppers закрывали Пинкпоп 2023. Мы хотели посмотреть на Киддиса и компанию вблизи, из-за чего пришлось пробиваться в первую фан-зону за полтора часа до начала. Если помните, концерты на Северной и Южной сценах проходят попеременно, поэтому предыдущий концерт Machine Gun Kelly мы смотрели слушали, вглядываясь в экраны, находящиеся через все поле (и пару десятков тысяч людей). Как ни странно, это оказалась первая наша встреча с «перцами», и мнения нашей редакции разделились на «это было невероятно круто» и «ну и что в них такого?» Музыканты, чьи треки с альбома 25-летней давности Californication, узнаются с первых нот, выглядели хоть и постаревшими, но от этого не менее убедительными в своем профессионализме. Фли крутился волчком по сцене и периодически уходил в сольные джемы на басу, подтверждая звание одного из лучших бас-гитаристов современности. 60-тилетний Киддис, совсем недавно перенесший операцию на ноге, все равно норовил вытанцовывать с натянутой на голову майкой. Гитарист Джон Фрушантей, вновь вернувшись в состав в 2019 и записав вместе новый альбом, спел соло проникновенную композицию Dreamboy / Dreamgirl. Музыканты сумели сотворить магию как по отдельности, так и вместе — этакий грандиозный финал шоу талантов. Закрытие фестиваля удалось на все 100, а в энкоре Перцы выдали нетленные Under the Bridge и Give it Away.
Разумеется, концертов мы посетили на фестивале гораздо больше. Это и бельгийские пост-панки The Haunted Youth, всемирно известные монголы с горловым пением The Hu, немного скучноватый в этот раз британец Tom Odell, взрывные метал-электронщики Electric Callboy, довольно пресная Ellie Goulding (на варшавском Orange Warsaw Festival 2023 она звучала гораздо ярче), попсовые и немного странные OneRepublic (вокалист решил сделать попурри из отрывков песен, которые он исполнял с другими группами), блюз-роковые The Black Keys (на альбомах они звучат поживее), чудесная танцевальная Tove Lo, яркие роковые Nova Twins (наконец удалось посмотреть их полностью), не перестающая удивлять мультиинструменталистка Tash Sultana, очень милая Maisie Peters (в образе ведьмочки) и Upsahl (с хитом Drugs), одна из немногих метал-команд на фестивале I Prevail, шутливый и затягивающий своими диско-ритмами исландец Daði Freyr (не преминули сфотографироваться с ним потом на концерте Tove Lo), начинающие американские поп-панки Hot Milk, брит-рокеры Sons, хорошо качающий бельгийский рэп Zwangere Guy и очень странный (но, судя по толпе, весьма популярный) голландский исполнитель Donnie.
Послесловие
Pinkpop — фестиваль, который любят и ценят сами голландцы, приезжая на него целыми семьями из разных поколений. Глядя на это, становится немного грустно, что такого не встретишь в наших странах — бабушка, дети и внуки селятся в одном кемпинге и вместе ходят (и танцуют) на именитых исполнителей. На фестивале мы видели людей из маленькой деревни, которые приезжают уже в 7-й раз. Здесь в порядке вещей запевать на выходе с фестиваля известный трек, который подхватят за тобой пару (десятков) тысяч голосов, чтобы не было скучно возвращаться в кемпинг. Пинкпоп — скорее, про семейный пикник на коврике под Пинк/Робби Уильямса, чем про танцевать до изнеможения сил.
Но вместе с тем, на фестивале нечем себя занять между или во время концертов. Здесь нет активностей (уличные или обычные театры), пространство относительно маленькое и мало украшено. Идея с закрытием фан-зон после начала концерта выглядит отталкивающе (обладатели вип-билетов могут войти, простые «смертные» — нет). Из-за этого часть концертов становится просто недоступной (как в примере с Machine Gun Kelly), если планируешь увидеть любимого музыканта поближе, приходится занимать место в фанке заранее. Более того, люди приходят к часу дня на поле, укладываются с едой и напитками на ковриках до самого вечера, поэтому пройти через них к другой сцене / бару становится бесконечным квестом. Во время хэдлайнера вечера концертов на 3 других сценах нет вообще, поэтому вся толпа становится у главной сцены без какой-либо альтернативы. После 12 часов ночи фестиваль закрывается, и, хоть в кемпингах диджеи играют еще хиты до 2-3 часов ночи, хочется чего-то более глобального.
В дальнем кемпинге «B» (2.5 км от выхода с фестиваля) находился огромный шатер с сайлент диско, в котором зависнуть можно было и до утра. Вот только транспорта к нему не предусмотрено, а брести после фестивального дня так далеко вовсе не хотелось.
Доступ к ячейкам с зарядками был предусмотрен лишь в том же дальнем кемпинге, а арендовать за 5.5 евро пауэрбанк слабой мощности не было смысла, потому что в нем не было даже скоростной зарядки.
Вернемся ли мы на Пинкпоп? Скорее, нет. Несмотря на наличие в лайнапе каждый год очень дорогих хэдлайнеров (достойных билета на отдельное шоу), за что уважение и почет организаторам, фестиваль не оставляет впечатления УАУ. Зато всего в 50 км отсюда находится Pukkelpop, предлагающий значительно больше фестивального настроения и атмосферы. Да и колесо обозрения там повыше, к тому же бесплатное!
Немного фото с фестиваля