Inside Seaside 2024: фестиваль, который не боится экспериментов
В прошедшие выходные, 9-10 ноября, в Гданьске состоялся уже второй выпуск музыкального фестиваля Inside Seaside. Редакция Lost At Venue побывала на мероприятии и готова поделиться своими впечатлениями. Пожалуй, это самое яркое музыкальное событие этой осени с интересными группами, которое мы рекомендуем посещать с любимой компанией друзей. К слову, почитайте, как прошел прошлогодний фестиваль Inside Seaside 2023.
Организация
Inside Seaside этого года встретил фестивальщиков огромнейшей очередью на улице к палатке, в которой происходил обмен билетов на браслеты. Возможно, в прошлом году этот момент мы упустили, но сейчас это удивило. В ноябрьскую погоду с температурой «каля нуля» с типичным для этой поры колким холодным ветром, люди стояли в среднем от получаса и больше на улице. Что понижало боевой дух и настроение тех, кто приехал на такси разодетый уже в фестивальный наряд. При том, что сама процедура обмена происходила за считанные секунды, почему было не организовать это в несколько очередей к самому Экспо — непонятно. Дополнительным вариантом решения этого неудобства можно было, по нашему мнению, организовав еще один пункт получения браслетов в центре города в первый день. Или же уменьшить площадь специального крытого павильона, где продавался дизайнерский мерч.
Следующее испытание ожидало многих уже внутри — гардеробы оказались заполнены уже спустя два часа после начала первых концертов. Чтобы получить уведомление о освободившемся месте для куртки, было предложено отсканировать код и перейти в электронную очередь ожидания. Вот только интернет при таком количестве посетителей работал с переменным успехом, что без точки бесплатного wifi, увы, ни к чему путному не приводило. Мы видели немало людей с куртками на концертах в каждый день. Не самый удобный способ наслаждаться фестивалем.
Фестиваль объявил в этом году о солдауте двухдневных билетов за пару месяцев до его начала, что, впрочем, было ожидаемо. Относительно невысокая цена с дополнительной скидкой подписчикам официального медиаспонсора Radio 357 и, конечно же, грамотно составленный лайнап с несколькими громкими именами. При этом в самый концертный пик фестиваля, когда на на главной сцене выступали Black Pumas, можно было ощутить, что уже достигнут предел наполняемости павильонов Экспо и комфортности нахождения в них. Люди стояли практически сразу у входа в огромный зал, а перемещение ближе к сцене требовало значительных усилий. Мешало ли такое количество? Пожалуй, лишь местами. Во время входа на маленькую сцену Upstage приходилось отстаивать очередь так же, как и при попытке что-либо купить на фудкорте. А переход между двумя большими сценами превращался в неспешную прогулку по узкому коридору. Как раз хватало времени обсудить только что увиденный концерт перед началом следующего.
Сам фудкорт в этом году снова был наполнен предложениями разных видов угощений — от невероятно вкусной картошки фри, традиционных бургеров и пиццы до японской, греческой и даже афганской кухни. Бургер с порцией фри и соусом обошелся в приличные 64 злотых (16$), в большинстве точек цены за 1 блюдо стартовали от 39 злотых. Правда, проблема с полным отсутствием вытяжки, здесь все так же сохранилась — все запахи еды и ее приготовления, смешивались в воздухе, мгновенно впитывались в одежду и оставались уже до конца фестивального дня.
Radio 357 сохранило и формат диалогов с музыкантами (были замечены Hania Rani, Jad, Daria ze Sląska) и приглашенными интересными гостями из разных сфер жизни — от профайлерки преступников до сексологини. Признаемся, нас всегда удивляло, как посетители находят время послушать, а порой и поучаствовать в живом общении, когда параллельно идут концерты на трех сценах. Хотя есть подозрения, что немалая часть этих посетителей (ненастоящая) вообще не ходит слушать музыку здесь, и заглянула по приглашениям. Как ни пытались, на кинопоказы мы также не попали. Зато наши друзья смогли найти немного времени, чтобы потанцевать в silent disco под хиты молодости. И между делом посмотрели с удовольствием организованные фотовыставки, включая работы музыкального фотографа.
Музыка
Лайнап этого года нас вновь приятно порадовал интересными именами. Тут и Hania Rani, чьи сольные концерты почти всегда распродаются в турах по Польше и за рубежом, и титулованные Black Pumas, и гремевшие в этом году на многих летних оупен-эйрах The Last Dinner Party, и Idles, выступление которых многие посетители назвали лучшим концертом года (!). Сами организаторы еще в прошлом году дали возможность понять, какие стороны охватывают их музыкальные вкусы при составлении лайнапа. Панк, альтернатива, инди, рок и обязательно наличие джаза. При этом сильной коммерции замечено не было, по крайней мере, пока.
Sprints
В очереди за пивом два парня с улыбкой поделились своими планами на лайнап первого дня: «Если не был сегодня на группе Jad (польская панк-группа — прим.), будешь завидовать тем, кто танцевал с ними. Сейчас идем на панк-ирландцев Sprints, а потом 2.5 часа концертов не будет». Мы переспросили, кого-то из артистов отменили? «Нет, но Idles начнутся только в 11 вечера». Мы согласились лишь с частью утверждения — надо идти на Sprints! Рыжеволосая вокалистка и гитаристка Карла Чабб призналась, что не ожидала увидеть столько людей на своем концерте. Хотя после выпуска долгожданного дебютного альбома, которому музыкальные критики (и мы), поставили в этом году самые высокие оценки, это было неминуемо. Здесь не оказалось разницы между треком в наушниках, во время которого ножка не стесняется выбивать ритм в поезде на фестиваль, и живым исполнением. Песни с настоящей силой и фантастической энергией, исполненные с интенсивностью и преданностью, воскресающие дух Bauhaus в современной интерпретации. Карла поинтересовалась, с кем еще увидится на The Last Dinner Party и Idles (сделано!), выразила слова поддержки женщинам, ЛГБТ+ и не преминула посерфить по рукам в завершение выступления. Статус фестивального открытия с легкостью присуждается Sprints!
The Last Dinner Party
Первые ряды перед концертом The Last Dinner Party были заполнены молодыми людьми, вдохновленными стилем группы. Ленты в волосах, блузы с фонариками и кружевами, изобилие блесток — как будто поклонники Оскара Уайльда и Джейн Остин, приехали на вечеринку Марии-Антуанетты. А сама сцена с расставленными по периметру колоннами, создавала атмосферу камерного театра, где напудренная знать томится в ожидании изысканной античной постановки.
Участницы вышли на сцену размеренно, одна за другой, каждая уверенно занимая свою позицию и срывая порцию аплодисментов. Наряды девушек подчеркивали уникальность каждой, но при этом идеально вписывались в общий стиль группы. Последней появилась вокалистка — Эбигейл Моррис, которая весь концерт радовала публику потрясающим вокалом, умением держаться на сцене и, как фея с волшебной ниткой, связывала всю группу в одно гармоничное целое. Подпевая вместе с залом песням, которые успели стать любимыми, понимаешь: за всей этой легкостью скрывается огромный труд. Всего за три года существования группа смогла достичь такого мастерства, что теперь с легкостью удерживает внимание всех — от преданных фанатов до случайных зрителей на фестивале.
В середине концерта Аврора Нишевци, отвечающая за несколько видов клавишных, представила публике песню Gjuha. Девушка, чья семья переехала из Косово в Лондон, исполнила трогательную композицию собственного сочинения, в которой выразила свою боль и вину за незнание родного албанского языка. Дебютный концерт The Last Dinner Party в Польше завершился хоровым исполнением песни Nothing Matters, благодаря которой группа и стала популярной. Попрощавшись с вышедшими на поклон музыкантками, мы покинули зал с ощущением, что следующая встреча не заставит себя долго ждать.
Idles
Британцы Idles, успевшие зарекомендовать себя перед польской публикой на фестивалях Off и Open’er, были без сомнения главными звездами вечера. Об этом говорили и музыканты, выступавшие перед ними, и большое количество зрителей в футболках c названием группы, и плотно заполненный зал еще за полчаса до начала концерта. Стоит отметить, что группа в этом году решила изменить тематику и звучание, выпустив TANGK, ставший, возможно, лучшим альбомом за их карьеру. Подробнее о его создании читайте в нашем переводе интервью Джо Талбота.
После выхода Idles на сцену под пульсирующее интро Idea 01, центр зала превратился в один большой мошпит, а те, кто хотел остаться наблюдателем, поспешно ретировались из гущи событий. Одной из первых исполненных песен стал трек Gift Horse, после которого Джо, вместе с залом, скандировал строчку «Fuck the king!», вариацию фразы столь привычной для британской панк-музыки. Хотя сам фронтмен категорически не любит, когда его творчество загоняют в жанровые клише. В прошлом году Джо получил упрёк от коллеги по «левому» фронту за молчание по поводу арабо-израильского конфликта, и после этого, видимо, решив избежать дальнейшей критики, он стал восхвалять Палестину через каждую песню. Почему зрители польского фестиваля должны были это слушать, он не объяснил.
Перед главным хитом нового альбома Dancer Джо предложил переименовать Гданьск в Данс, попутно зазывая всех танцевать. А под трек Danny Nedelko, во время которого на Гластонбери этим летом Бэнкси запустил надувную лодку, фронтмен поблагодарил мигрантов, которые построили его прекрасную страну, и призвал польскую публику уважать вынужденных переселенцев из соседних стран. В кульминации концерта гитаристы Ли Кирнан, трясущий шевелюрой с такой амплитудой, что позавидовал бы даже самый закалённый металхэд, и Марк Боуэн, как всегда с шикарными усами и в женском платье, отправились в народ. И, попутно слэмясь, продолжили играть финальный трек, находясь в самом центре огромного серклпита.
Daði Freyr
Исландский музыкант и участник ковидных выпусков Eurovision Daði Freyr приехал в Польшу из Берлина вместе с семьей — женой Арни Фёла и двумя дочками, Арора Бьорг и Криа Сиф, с которыми спокойно прогуливался по территории фестиваля. Узнать его в толпе не составляло труда: двухметровый длинноволосый исландец походил на Гендальфа, заблудившегося в землях полуросликов. На сцену ERGO Hestia, где заранее была установлена огромная голова музыканта, Дади вышел в сопровождении своей группы в комичных черно-белых костюмах. Как и последний альбом I Made an Album, он начал выступление с трека Thank You, выражая благодарность всем пришедшим на его концерт и поддерживающим его как артиста.
На выступлении Daði Freyr в середине холодного балтийского ноября царила атмосфера жаркого фестивального лета: люди беззаботно танцевали и наслаждались жизнерадостным синти-попом, что полностью отражало главную установку музыканта — создавать музыку, вызывающую положительные эмоции у слушателей. Помимо своих собственных песен, Daði Freyr исполнил каверы на знаменитый трек Party in the U.S.A. Майли Сайрус и хит из 2000-х Whole Again девичьей группы Atomic Kitten. На финальный трек Think About Things на сцену вышла старшая дочь Дади — пятилетняя Арора, и, под стать папе, подпевала, кривлялась и танцевала, под одобрительные крики публики.
Warhaus
Фронтмен популярной бельгийской группы Balthazar, Маартен Деволдере, приехал в Гданьск со своим инди-рок джазовым сольным проектом Warhaus. В начале выступления он признался, что, увидев состав фестиваля Inside Seaside, сразу решил прервать свои каникулы. И не зря — его шоу оказалось по-настоящему феноменальным. Начав с романтических рок-баллад Popcorn, Shadow Play и Love’s a Stranger, которые зал исполнял хором, Маартен объявил, что настало время бельгийского джаза. Вместе со своей группой он устроил зажигательную джем-сессию с соло на духовых инструментах, под ритмы которой танцевали все присутствующие.
Но это было больше, чем просто танцы — время от времени Маартен делал паузы, вовлекая зрителей в исполнение мелодий, дирижируя ими, как хором. Между песнями сцена Gdańsk Stage буквально сотрясалась от аплодисментов публики, завороженной этим импровизированным перформансом. Удивляло и количество инструментов, которые были задействованы музыкантами — клавишник с легкостью переходил на исполнение на трубе и скрипке, в то время как гитарист начинал играть на флейте. Восторг!
Hania Rani
Уроженка Гданьска Hania Rani, билеты на концерты которой раскупаются еще на старте продаж, несомненно, была одним из самых ожидаемых артистов фестиваля. Выступления Ханны Ранишевской выпадают из привычного для фестиваля буйства красок и огней: здесь происходит полное погружение в музыку без каких-либо отвлекающих факторов. Единственный луч света освещает рабочее пространство Хани, составленное из трех клавишных установок, за которыми она творит настоящее волшебство. Как призналась пианистка, выпускница Варшавского музыкального университета имени Фридерика Шопена, в Гданьске ей играть сложнее всего: «Здесь на концерте могут оказаться мои соседи, друзья, и я не могу перед вами облажаться. Я очень волнуюсь. Поэтому я не буду много говорить и вернусь в свою привычную позу — боком или задом к зрителю».
Пожалуй, это был единственный концерт всего фестиваля, на котором мы увидели сидящих прямо на полу павильона людей разных возрастов и поколений — они вдумчиво смотрели на экран с трансляцией виртуозной игры исполнительницы. В последних альбомах Ханя отошла от неоклассической музыки, вплетая элементы электроники, что вкупе с чарующим вокалом девушки открывает новые грани ее творчества. Здесь мы услышали и референс в сторону шуршащего дождя из композиций Vangelis, и барабанные ритмы Teardrop от Massive Attack, и общение с космосом в псай-чилле от шведов Carbon Based Lifeforms. Невероятно красиво!
Black Pumas
Black Pumas — несмотря на то, что титулованные музыканты были заявлены хедлайнерами второго дня, их психоделик соул надо, скорее, любить и слушать до посещения вживую. Тогда шансов погрузиться в их неспешную музыку и получить порцию удовольствия окажется гораздо больше, чем у нас, пробирающихся через плотные ряды фанатов поближе к сцене, чтобы увидеть поблескивающих глазами-дискошарами пум. С мощным вокалом, улыбкой и харизмой фронтмену Эрику Бертмену без сомнения удавалось зачаровать аудиторию фестиваля с первых же композиций. Повсеместно парочки танцевали, обнимались и улыбались, Эрик и сам не упустил случай, чтобы спуститься в толпу и станцевать с фанаткой во время композиции I’m ready. Послушав самые любимые из сетлиста трек Ice Cream (Pay Phone) и Colors, мы покинули музыкантов.
Kerala Dust
Пожалуй, самая электронная группа фестиваля Kerala Dust оказалась выбрана на его закрытие. Признаемся, нам не хватало 1-2 ночных концертов на Inside Seaside. Это, с одной стороны, позволило бы разгрузить очередь ожидающих такси фестивальщиков, а с другой — дало бы возможность потанцевать в более свободном пространстве павильонов. Лондонская группа Kerala Dust — идеальный вариант на ночь. Здесь и гитарные блюзовые, порой, колдвейвовые проигрыши, и бигбит с психоделией, и немецкое техно. При этом, начиная свое выступление уже за полночь, они с первого же трека решили «разбудить» подуставших посетителей мощной порцией танцевальной электроники, после чего попросили сидящих на боковых трибунах людей присоединиться к отрыву. С момента нашей прошлой встречи музыканты выпустили новый альбом Violet Drive, однако вживую любой их трек звучал совершенно по-иному, словно они на ходу делали ремиксы на свои же композиции.
Забежали на пару песен
Lor — это меланхоличный, но в то же время живой танцевальный инди-фолк в исполнении четырех девушек в вечерних платьях, песни которых подпевал весь зал. Kasia Lins — виртуозная и титулованная пианистка, творящая на стыке альтернативного попа, фортепианного рока и поп-нуара. Kevin Morby — танцевальный кантри-блюз, среди которого проскакивали бритроковские мотивы. Наш любимый трек This Is A Photograph был заявлен самым первым в сетлисте, поэтому заглянули на концерт к самому началу.
RY X — очень круто и атмосферно получилось передать красивую меланхоличную электронику с живыми музыкантами, среди которых гармонично вписались три скрипки, виолончель, клавишные и гитара. Во время технических неполадок музыкант предложил публике задать ему вопросы, которые затрагивали бы глубокие темы. Правда, после вопроса, где он купил стильную куртке, Ry с улыбкой попросил погрузиться «еще глубже». Vito Bambino — легкий прифанкованный лайв с хитами, которыми Вито попрощался со своими слушателями на целый год до своего возвращения на сцену.
Вместо заключения
Так прошел второй Inside Seaside — молодой фестиваль, завоевавший репутацию важного музыкального события, собирающего актуальных и интересных артистов, а не копирующий лайнап у более влиятельных и опытных «коллег». Ведь такими и должны быть принципы хорошего фестиваля: не бояться экспериментировать, стремиться задавать тренды, предлагать качественные имена — от мейнстрима до альтернативы — и вдохновлять слушателей на открытия. Мы, в свою очередь, благодарим организаторов за проделанную работу и аккредитацию и с нетерпением ждем встречи в следующем году — 8 и 9 ноября 2025. Как говорится, save the date! Фотографии для репортажа любезно предоставлены организаторами и фотографами Karol Kacperski, Murawski.