«Торт или не торт» или как прошел Sziget 2022
После двухлетней паузы прошел очередной венгерский фестиваль Sziget Festival, один из самых крупных европейских фестивалей, по праву заслуживший культовый статус. Пока еще свежи впечатления, попробуем поразмышлять о прошлом и будущем фестиваля.
В этом году фестиваль посетили 452 тысячи уникальных посетителя (учитываются одно-/трех-/шестидневные билеты), что не дотягивает до рекордных 500+ тысяч посетителей в доковидных 2018-2019 гг. Программа Сигета сократилась с семи до шести дней/ночей, хотя стоимость билетов снизилась не так уж и сильно. При этом руководитель Сигета Тамаш Кадар заявил на пресс-конференции, что среднедневная посещаемость оказалась даже выше 2019-го года. Этому поспособствовали солдаут на день открытия (с ярким выступлением Dua Lipa), почти полностью распроданные два других дня и большое количество выкупленных 6-тидневных пассов. На наш взгляд, это очень неплохие цифры и, надеемся, поступивший доход поможет организаторам вновь вернуться к прежним масштабам. Видно, что они старались, однако перешли в режим жесткой экономии и максимальной коммерциализации.
Да, цены выросли, и прилично. Особенно это ощутимо для местных, у которых зарплата в форинтах, а не в евро (форинт сильно девальвировался за время перерыва между Сигетами). Как бы то ни было, хоть Сигет и опирается на туристов, постоянный доход всё равно зависит от венгров. Кадар заявил, что ко всему прочему добавилась нехватка рабочей силы в музыкальной индустрии после пандемии и высокая инфляция.
Внешне остров как будто ужался процентов на 10-20 за счет множества платных кемпингов и передвинутого от моста вглубь острова входа. Бесплатных кемпингов стало меньше, меньше и тропинок между ними. Гуляешь по острову вдоль сплошных заборов, за которыми мажоры нежатся в мажорных палатках с приватными душами. А если без иронии, то практически всё свободное место было либо огорожено, либо занято палатками и сценами. Фестивальщикам, которые приехали заселяться на остров не в «минус» первый день, можно было только посочувствовать.
Оформление фестиваля также пострадало от экономического кризиса: пропало (о, ужас!) знаменитое украшение моста приветственными фразами на разных языках. Теперь вместо них виднелись лишь небольшие транспаранты на входе. На острове также уменьшилось и количество иллюминаций. Но полицейская палатка с надписями на разных языках «Я люблю полицию» напоминала, что мы пришли веселиться, а не оформление оценивать.
Изменениям подверглись и названия сцен, особенно трудно было заставить себя говорить Freedome вместо A38. Стало шоком, что возле главной сцены бары после полуночи закрывались, в том числе и любимый многими Jack Daniels (переехавший ближе к главной сцене). И забудьте про Zen Bar либо его подобие. По словам Кадара, организаторы планируют расширять территорию возле мэйна.
Состав исполнителей в этом году оказался вполне достойный. Часть артистов — завсегдатаи Сигета, и сигетовцы (и мы вместе с ними) неоднократно их видели уже в прошлые годы. Британская поп-звезда Dua Lipa (солдаут в день открытия) и канадский поп-идол Джастин Бибер (пятница, третий день фестиваля) при этом показали, что музыканты в одиночку могут собрать большую аудиторию — на их концертах оказалось больше всего людей, к тому же с однодневными браслетами. К слову, Dua Lipa вернулась спустя несколько лет на Сигет хэдлайнером, а ее шоу, по словам организаторов, «было идеально спланировано до последней десятой секунды.» Что не скажешь о канадце, чей приезд на Сигет был под вопросом, — его концерт, без объяснений начался и закончился раньше времени.
Полезным и приятным дополнением к фестивалю стало официальное приложение с обновляемой в реальном времени программой Сигета по всем сценам и «напоминалками» о выбранных концертах, и изменениях в расписании.
Как показалось, наметилась положительная тенденция к возвращению инди-рока и инди-попа на главную сцену, с перемещением всех «put-your-hands-up-in-the-air» edm-исполнителей на электронную сцену, где им и место. Нет, Calvin Harris был на Мэйне, но он хотя бы не закрывал фестиваль. Этой чести удостоились замечательные британцы Arctic Monkeys.
Погода в 2022 году была, скорее, на стороне организаторов – не дождило, температура не поднималась сильно выше 30 градусов. Однако засуха по всей Европе не минула и Будапешт, земля превратилась в пыль, которая сначала поднималась в воздух, взбитая ногами сигетовцев, а потом слоями опускалась на всё вокруг. Дыхание некоторым спасали привычные за время Ковида маски, но укрыться от пыли было практически невозможно. На форуме Reddit даже создали несколько постов с мемами о фестивале, изображая остров извергающимся вулканом, видимым из космоса.
За время проведения фестиваль (в следующем году запланировано празднование 30-й годовщины) сталкивался и с более тяжкими потрясениями, и опытных фестивальщиков повышениями цен и погодными явлениями не напугать. Потому что, что ни говори, а душу и душевность Сигета сложно чем-то перебить. Они складываются из таких мелочей, как szitizens, угощающих тебя пивом, потому что влезли без очереди к бару; или парня, который ударом кулака раскрывает банку и угощает… леденцом; или знаменитого после сигетовского концерта Foo Fighters колясочника Гэла Мизрачи, который дарит тебе и другу браслеты «Sziget – Island of freedom». Это и мощные впечатления от выступлений любимых и неизвестных до фестиваля групп, которые надолго запомнятся, и заставят мониторить их туры, чтобы встретиться вновь под сценой. Это когда ты залипаешь на сцене Europe на выступлении группы, которую видишь в первый раз, вместо того чтобы идти на мейнстримного хэдлайнера. Это встречи с друзьями и новые знакомства, которые останутся с тобой надолго, и навсегда изменят твою жизнь, уж мы то знаем, о чем говорим. Многие возразят, что Сигет уже не торт — и так оно и есть: меняется фестиваль, меняешься ты и твои музыкальные вкусы, поэтому Сигет уже никогда не будет тот. Но будет другой.
И именно поэтому Sziget не Вудсток жил, Sziget жив, Sziget будет жить, несмотря ни на что.