Concrete and Grass 2016: Glastonbury азиатского масштаба

Фестиваль Concrete and Grass 2016: Glastonbury азиатского масштаба

05/10/2016 Репортажи

16 и 17 сентября в Шанхае состоялся музыкальный фестиваль Concrete and Grass, пожалуй, единственный в своей уникальности китайский фестиваль хорошей музыки со всего мира — от хип-хопа из Америки до панк-рока из Астралии, от дабстепа из Индии до инди-рока из Англии. Фестиваль, несмотря на особенности проведения мероприятий в азиатском регионе, с каждым годом старается приблизиться к европейским стандартам. Десант Partynimal побывал на этом мероприятии и готов поделиться своими наблюдениями.

Организационные моменты

Фестиваль Concrete and Grass позиционируется городским, в связи с чем добраться до места проведения было очень просто – на удобном, быстром (и бесконечно огромном) Шанхайском метро всего за 40 минут из центра. Время окончания фестиваля было запланировано так, чтобы все посетители успели уехать домой на общественном транспорте. Такова политика проведения городских мероприятий в Шанхае. Чем больше посетителей — тем раньше должно все закончиться. Так, в 21.30 мы, сопровождаемые полицией, уже шли на выход.

Система оплаты, как и в прошлом году, оказалась разбита на две части. Напитки и еда – за фестивальные купоны (непонятно зачем разработанные для каждого дня разные), официальный мерч фестиваля и выступающих команд – за наличные деньги. К слову, в этом году организаторы все же догадались выпустить в продажу фестивальные майки с лайнапом, одна из которых обошлась нам в чуть менее 15$.       

Напитки и закуски

Мода на крафтовое пиво, к нашему счастью, не обошла стороной и Concrete and Grass, на фестивале было несколько точек с вкусным бутылочным и разливным IPA (0,4 л за 35юаней≈$5) от пивоварни Goose Island. К слову, бутылочка подобного пива в китайском крафтшопе стоит значительно дороже.

Для постоянных ценителей пива на фестивале были организованы дополнительные бонусы. Так, за купоны при покупке крафта можно было заполучить сумку, на которой художник рисовал портрет ее обладателя. Можно было сыграть в бирпонг (с ведрами, поэтому, увы, не настоящий), получить мастер-класс по фрисби или просто заполучить еще пару бокалов на халяву. Милое предложение.

Помимо пива и безалкогольных напитков, на фестивале продавался свежезаваренный кофе, а также крепкий алкоголь (некитайский), с которым бармены миксовали коктейли. Одно из наблюдений пьющего лаовая (прим. – иностранец в Китае) — в Китае не найти привычного для нас тоника: Швепс, как и остальные газированные напитки, приторно сладкий и совершенно не подходит к джину. В этом году одним из спонсоров выступил также и алкогольный бренд Absolut с ценой на фестивальный коктейль «водка+клюквенный сок» в 30юаней≈$4,5. Пресловутые прошлогодние cheap drinks за 10 юаней, увы, пропали.

В фудкорте Duck Bites Goose можно было найти около пятнадцати палаток  с разнообразной едой: мороженое, вафли, кукуруза, национальные кухни разных стран, классические фестивальные кебабы, бургеры и хотдоги. Не обидели и веганов, хотя, как нам кажется, в азиатской кухне и так готовится огромное количество вкусных неживотных блюд.

Развлечения

Для посетителей с детьми, которых было немного и в основном иностранцы, был организован детский оазис We Are Cubs, где юным меломанам можно было поиграть, поучиться, встретить новых друзей, другими словами, — весело провести время.

Взрослые развлекались игрой в фрисби и дартс от Goose Island, также можно было сняться в музыкальном клипе, спев или сыграв на настоящих инструментах или просто покататься на ховербордах нового поколения.

На пути к главной сцене установили традиционное Майское дерево (Maypole) – столб с лентами, вокруг которого можно было водить традиционный европейский хоровод. Здесь же мы встречали и спонтанно организованные выступления.

Очень порадовало наличие палатки с зарядками для телефонов, где для развлечения ожидающих, стояло суперсовременное электронное пианино и всякие прикольные аксессуары для сэлфи.

Было несколько палаток с бонусами от спонсоров, для получения которых нужно было отсканировать QR-код. Но мы, будучи оффлайн, как и в прошлый раз, прошли мимо.

Для любителей моды и дизайна было организован павильон The Garage – здесь можно было послушать лекции о моде и стиле, набить временную тату или сделать модную прическу/мейкап, посмотреть и принять участие в создании креативных инсталляций, а заодно и приобрести что-нибудь из дизайнерских творений.

Прочие приятности

На фестивале Concrete and Grass 2016 была организована специальная палатка для автограф-сессий, расписание которых было напечатано в буклетах. Плюс к этому, многие музыканты после своих выступлений беззаботно прогуливались по фестивальной территории и без проблем составляли нам компанию за бутылочкой пива.

Звук на фестивале был настроен на всех сценах очень круто. Каждый стиль был услышан нами, будь то техно, поп, джент или прог-рок. Свет и видеоинсталляции — также на высшем уровне, они добавляли магии и завораживающей атмосферности представлениям музыкантов.

Туалеты (со светом, но без туалетной бумаги) и отдельно установленные умывальники – в этот раз оказались в достаточном для посетителей количестве.

Тайфун

Первый день фестиваля ознаменовался тем, что Шанхай накрыл тайфун. Выражение «дождь как из ведра» открыло свое истинное значение. Поле для регби в считанные часы превратилось  в болото. Ливень был настолько сильным, что вода под ногами была даже в крытых сценах. Не спасали ни дождевики (отдельное спасибо организаторам за их продажу), ни натянутые на кроссовки бахилы (ноги оставались сухими первые 40 минут), ни зонтики. Попытки спасти ситуацию с проходом к сценам путем выкладывания досок и паллет также не привели к успеху. Concrete and Grass можно было с легкостью переименовывать в китайский Glastonbury. И те, кто заранее позаботился о сапогах или целлофановых пакетах в кроссовках, хвастались позже в метро хотя бы одной сухой частью своего тела. Ногами, конечно же. Остальные обреченно плавали по фестивалю, приглушая ощущение неудобства с помощью вышеупомянутых алкогольных напитков.

Досмотр

Насколько в прошлом году ВСЕ ВСЁ легко проносили  на фестиваль, в нынешнем году ситуация поменялась кардинально. Досмотр был довольно тщательный, с открытием сумок и проверкой металлодетектором с последующей просьбой оставить все съедобное у входа. Даже закупленные на весь фестивальный день китайские пирожки пришлось оставить… Как бы то ни было, при желании всё проносится по старой схеме – люди прятали свои припасы в зонтах,  дождевиках и карманах штанов.

Сцены

На территории фестиваля было две открытых сцены: главная Echo Stage и более альтернативная Left, и два шатра: концертный Woozy Dimension и небольшой, посвященный диджейским проектам, Yurt. Расстояние между сценами было весьма приличное, поэтому нередко артисты и организаторы добирались к местам выступлений на импровизированных пати-бусах. 

Музыка. День первый

Знакомых нам по прошлому году корейцев Kingston Rudieska, мы слушали проходя входной контроль. Солнечный ска-джаз настолько понравился китайцам, что они выступали два дня подряд.
В фестивальной программке канадцы Solids описываются как “Dinisaur Jr. встречает Sonic Youth” и лучше, наверное, не скажешь. По-нашему мнению, один из крутейших участников Concrete and Grass. Хотя мы бы предпочли послушать их в более тесной, гаражной обстановке, чтобы вдоволь послэмиться вместе с музыкантами.

Гитарная лирика от Benjamin Francis Leftwich, выступавшего в середине первого дня на главной сцене, оказалась слишком заунывной  для разгара фестиваля, и мы, зевая, пошли дальше.

Китайские альтернативщики Chui Wan слишком долго раскачивались в первой половине выступления, чтобы войти во вкус и выдать свой фирменный психоделический рок. В целом показались скучноватыми, хотя определенно стоящими внимания.

Еще одно музыкальное открытие фестиваля — Little Simz. Миниатюрная британская хип-хоп исполнительница выходила на фестивальную сцену дважды — вначале в Woozy, затем 20 минут на мэйне. Впрочем, она достаточно крута, чтобы послушать ее и в третий раз. Little Simz, выступившая накануне в Пекине, пообещала рассказать своим друзьям в Англии, что шанхайская публика намного круче и угарнее пекинской. И мы уверены, что это правда.

Выступление китайцев Yunggie Ma было невероятным сочетанием монументальных фолк-баллад, мощного вокала солистки с лазерным шоу и красочными видеоинсталляциями. Под фееричную концовку этого буйства света и звуков завороженная публика взорвалась аплодисментами.

Jambinai – самая необычная группа фестиваля из Южной Кореи, успевшая побывать на легендарном Glastonbury. Людей здесь собралось довольно мало, а вот зрелище было потрясающее: музыканты исступленно исполняли пост-рок на традиционных национальных инструментах. Трудно представить подобное выступление без идеально отстроенного звука, который музыкантам вместе со звуковиками все-таки удалось достичь.

Из-за грозы Zuriaake могли сыграть только акустический концерт, неподходящий вариант, для блэк-металлистов. Организаторы нашли идеальный выход из этой ситуации, тем же вечером организовав бесплатное для посетителей выступление группы в одном из клубов Шанхая.

Легенда американского хип-хопа DJ Premier выступал в крытом павильоне Woozy Dimension, в то время как тайфун снова дал о себе знать. Вода с улицы мгновенно затопила танцпол, превратив его в огромную лужу. Но это не помешало выступлению, желающих попрыгать под старые добрые хип-хоп хиты было предостаточно. Snoop Dogg, Dr Dre, NaS, Gangstarr и многие другие темы толпа подхватывала с первых нот.

DJ Craze отыграл достаточно живой сет, демонстрируя, как именитый тернтейблист, трюки сведения треков и скретчинга. К сожалению, людей было неоправданно мало, что не помешало нам выбрать его фаворитом дня.

Официальными хедлайнерами первого дня на главной сцене стали Edison Chen&4PK из Гонконга, исполняющие смесь поп-музыки и хип-хопа. Забавно, что во время выступления транслировались кадры из фильмов с Брюсом Ли. Мы задержались на концерте из-за сильного ливня, но особо не были впечатлены, в отличие от толпы визжащих китайцев. Как мы узнали впоследствии, Edison Chen у китайцев, как Тимати у россиян: любая возможность пропиариться, даже за счет скандальных хоум видео и сомнительных вечеринок, стоит наравне с творческим ростом.

Модный британский диджей Ben UFO, завершивший своим выступлением первый день в Юрте, стал неожиданным гостем на афтепати. И если на фестивале он играл спокойное, немного минималистичное техно, то в ночном клубе диджей просто порвал публику забойным танцевальным техносетом.

Музыка. День второй

В связи с тем, что между первым и вторым фестивальным днем мы посетили крутейшую афтепати в клубе Shelter и полночи добирались до нашего дома (спасибо бестолковым таксистам), наш второй концертный день начался довольно поздно с выступления британской инди-рок группы The Go! Team. На главной сцене царила атмосфера позитива: погода улучшилась, светило солнце, публика пританцовывала под энергичные дэнс-композиции британцев, а вокалистка Ninja прыгала по сцене, как настоящая чирлидерша!

С дэнс-рока мы попали на About Tess — японских мат-рокеров, устроивших инструментальное гитарное безумие среди белого дня! После выступления ребята раздавали автографы, и мы под впечатлением от их игры не преминули воспользоваться данной возможностью.

Австралийское трио PVT предложило на фестивале смесь трип-хопа и электроники из первых альбомов и лирических роковых тем из последних. Закрытая сцена с отличным звуком и драматичные падения вокалиста Ричарда Пайка помогли с головой окунуться в атмосферу их музыки. Позже мы встретили музыкантов, прогуливающихся по фестивальному полю, и отдельно поблагодарили за исполненные композиции из раннего творчества.  Австралийцы стали одними из фаворитов второго музыкального дня.

Ожидаемо много людей собралось послушать легенд корейского хип-хопа Drunken Tiger & Yoon Mi-rae. К нашему сожалению, их выступление больше походило на эмси-баттл, где Tiger JK, Yoon Mi-rae и Bizzy заводили толпу выкриками или предложением сесть на корточки и взмыть в небо в кульминации композиции, периодически подпевая при этом под заранее записанный минус с бэк-вокалом.

Еще одни гости из Англии The Cribs порадовали публику задорным припанкованным бритпопом. Hey Scenesters!, Men’s need и Be safe из любимых, разумеется, прозвучали. Один из близнецов между песнями сказал слова благодарности на китайском, чем вызвал овации и возгласы одобрения, хотя сам посмеялся над своим произношением. После выступления мы случайно увидели музыкантов у ограждения бекстейджа, окруженных толпой визжащих фанаток-китаянок, и воспользовавшись своей европейской внешностью и ростом, перекинулись с ними парой слов и взяли автографы.

Еще одни инди-рокеры из Америки Stephen Malkmus and The Jiks выступали на главной сцене фестиваля. Достаточно оценить их музыку помешало желание увидеть остальных артистов на других сценах.

Выступление Реми Галлего в рамках проекта The Algorithm превзошло все наши ожидания. One man band, как его называют, используя массу примочек, выдавал безумные гитарные соло, разгоняясь от инструментального джента, маткора к псай-трансу и брейккору. Периодически возникали ощущения, что мы находимся на концерте Juno Reactor.

Одно из культовых имен фестиваля — французский электронщик Rone устроил на закрытой площадке Woozy  интеллектуальный рейв. Начав со спокойных хитов в стиле Bye Bye Macadam, постепенно наращивая bpm, перешел к добротному техно. Поздно вечером мы наткнулись на музыканта, попивающего пивко, и поболтали о его необычном китайском туре. Rone оказался своим в доску парнем и, вспомнив, что никогда не играл в Минске, обещал при удобной возможности исправить это упущение.

В электронной Юрте Aisha Devi исполняла свой спиритический диджей-сет. Обычно ее выступление сопровождается шаманскими запевами и психоделическими видеоинсталляциями, способствующих погружению в магическую атмосферу ее музыки. Последних, к нашему сожалению, на этом фестивале не было.

Предпоследними на главную сцену вышли именитые пост-рокеры Wang Wen, которых мы для себя окрестили китайскими Archive. Их выступление — это серия эпичных инструментальных баллад, исполненых столь же технично и виртуозно, как и эмоционально.

Не знаю, каким образом организаторам удалось привлечь на фестиваль Concrete and Grass японцев Sekai No Owari, собирающих на сольных концертах полные стадионы.  На выступление хедлайнеров люди занимали место у сцены заранее, в большинстве своем это были китайские девочки в футболках с логотипом группы или в тематических костюмах. Мы не могли себе позволить пропустить такое событие и тоже заглянули. Японцы, выступавшие с туром End of the world, пели до приторного сладкие эстрадные песни, прыгая от стиля к стилю. Одна тема чем-то походила на джаз, вторая на кантри, а на третьей нам начали мерещиться розовые пони и единороги, и мы решили идти дальше.

Легенды азиатского пост-панка Re-tros, ранее выступавшие с концертами в Европе и вдохновляющиеся Joy Division и Siouxsie and The Banshees, оказались настоящими мастерами своего дела, устроив вокальный и инструментальный спектакль. К сожалению, мы зацепили лишь кульминацию их выступления.

По нашему мнению, подкрепленному восторженной постконцертной резолюцией организаторов, концерт калифорнийцев Health был лучшим концертом фестиваля! Мрачный, тягучий, немного суицидальный экспериментал в клипах и альбомах превратился в огненный нойз-рок перформанс с хэдбэнингом музыкантов и всех нас, неустанно отрывающихся перед сценой. С поддержкой последнего альбома Death Magic американцы отыграли порядком тем из прежних альбомов. Публика долго скандировала выход на бис – и она его получила. 36-тисекундная тема Girl attorney вызвала у многих удивление, которым в целом можно охарактеризовать и весь концерт – драйвовый, быстрый, мощный и с полной самоотдачей.

Фестиваль Concrete and Grass, несмотря на угрозу его отмены в этом году, определенно удался. Многие моменты были значительно улучшены по сравнению с прошлым годом (привет идеальному звуку, классным напиткам и их выбору),  выбор столь разноплановых нетривиальных по музыке и жанрам артистов со всего мира плюс упор на дальнейшее совершенствование инфраструктуры стоят похвалы.

Из тех моментов, которые нам не понравились, отметим следующие.

Территория фестиваля – слишком огромная для запланированного количества посетителей. Европейский опыт подобных фестивалей показывает, что установка сцен с непересекающимся звуком не требует километровой отдаленности. Желание идти куда-то под дождем сверху и болотом снизу мгновенно пропадает, когда ты видишь это расстояние. К тому же, развлечений в процессе этого перехода между сценами абсолютно не хватало. И если брать во внимание то, что в среднем концерт каждой группы длится 40 минут, то, как минимум, 15 минут выступления люди упускали из-за размеров фестивальной территории.

Похвально, что фестиваль развивается и учится на ошибках прошлых мероприятий. Concrete and Grass смог удержать прежнюю аудиторию (полагаем, показатель продажи early-bird tickets всего за несколько часов это отражает) и привлечь новых слушателей. Надеемся, в следующем году мы увидим новые интересные имена и попробуем свежие сорта крафтового пива. До встречи в 2017-м!

P.S. Данный репортаж был опубликован первоначально на странице наших друзей и фестивальных коллег Partyanimal, которая, по стечению обстоятельств, не выдержала натиска поклонников. Следить за Partyanimal можно в фейсбуке и инстаграмe, а наша редакция восстанавливает крутой материал здесь, на Lost At Venue.

Освещение фестиваля и подготовка репортажа — Надежда Прокопьева, фотографии — Mikalai Valadkevich. Более подробный фотоотчет смотрите в галерее: