Arcade Fire представят в Варшаве 01 октября новый альбом WE

Arcade Fire представят в Варшаве 01 октября новый альбом WE

09/05/2022 Уикенд
Arcade Fire

Arcade Fire — канадская инди-рок-группа, исполняющая экспериментальный рок с элементами арт-рока, пост-панка и барокко-попа, была образована супружеским дуэтом Уин Батлер и Реджин Шассан в 2003 году в Монреале. На днях группа с почти 20-тилетним стажем выпустила свой шестой альбом под названием We и объявила даты большого тура в его поддержку. О некоторых вехах музыкального развития группы и особенностях нового альбома в нашей статье.

Дебютный альбом Arcade Fire Funeral (2004) стал одним из самых крутых подъемов в новейшей истории рока. Он оказался самым быстро продаваемым альбомом в истории независимого лейбла Merge. Батлер говорил, что группа рассчитывала продать не более 20 тысяч, но концертная репутация, а главное, неожиданно громогласная поддержка таких звезд, как Боуи, U2 (использовавшие трек Wake Up как интро в своём Vertigo-туре) и Крис Мартин из Coldplay, способствовали тому, что тираж быстро перевалил за миллион. Продолжительный Funeral-тур завершился серией канадских концертов с U2 в ноябре 2005 года.

К третьей пластинке 2010 года под названием The Suburbs группа окончательно завоевала всеобщее признание. Альбом дебютировал под номером 1 в чартах США, Канады, Великобритании и ряда других стран и стал победителем в номинации «Альбом года», обойдя Кэти Перри, Леди Гагу и Эминема.

Музыка группы того времени сочетала в себе экспансивный рок-н-ролл в стиле Спрингстина, а также классику, диско, камерную музыку и гаитянские мотивы. На сцене, где восторженное выступление большого ансамбля могло бы походить на церковное собрание с песнопениями в шатре, Arcade Fire звучали одновременно как уличный бэнд со звуками драм-машины и как рок-суперзвезды, способные заполнить футбольный стадион. Используя, наряду с традиционными инструментами, аккордеон, арфу и струнные, группа нередко импровизировала, выводя временами тысячные толпы зрителей на улицы и в парки.

Но когда в 2017 году появился Everything Now, в котором смешались танцевальное и рок-звучание группы, что-то изменилось. Запись сопровождалась троллинговой кампанией в прессе, где группа создала несколько веб-сайтов, намеренно распространяющих ложную информацию о своей деятельности, как своего рода комментарий к зарождающейся эре «фейковых новостей». Это вышло не совсем удачно. По какой-то причине — более мрачный политический климат, качество самой пластинки — «Everything Now» получил довольно смешанные отзывы критиков. Хотя это не помешало попасть в топ чартов в США, Канаде и Великобритании и получить номинацию Грэмми.

Arcade Fire performs at Pukkelpop 2018
Arcade Fire performs на Pukkelpop 2018. Фото — Николай Володкевич

We, шестой альбом группы, который вышел 6 мая 2022, — стал перезагрузкой. Главный сингл «The Lightning I & II» возвращается к парящему року и экзистенциальным проблемам, пронизывающим всю карьеру группы. «I heard the thunder and I thought it was the answer, — поет Батлер. — But I find I got the question wrong». «Age of Anxiety I» и «Age of Anxiety II (Rabbit Hole)» торжественно начинают фортепианные баллады перед тем, как медленно перерасти во взрывную ритмичную концовку. «End of Empire I-IV» — многосерийная эпопея о жизни во времена упадка Америки, а «Unconditional I (Lookout Kid)» будет уместна у костра под гитару.

We ощущается как тонкая перекалибровка, которая одновременно обращается к прошлому и движется вперед. Группа «всегда смешивает старое с новым», — говорит Ричард Пэрри (контрабас, гитара). Части «The Lightning I and II» относятся к эпохе выпуска альбома Funeral. Реджин Шассан (аккордеон, фортепиано) говорит, что одна часть «End of Empire I-IV» была написана, когда она и Батлер впервые встретились в колледже.

Для We Arcade Fire привлекли британского продюсера Найджела Годрича, больше всего известного своей работой с Radiohead. Название альбома восходит к детским воспоминаниям Батлера о том, как его бабушка читала ему книгу, на обложке которой было написано «We» — та книга была автобиографией Чарльза Линдберга. Однако название напрямую взято из одноименного романа-антиутопии (вышел в 1920 году) русского писателя Евгения Замятина, где действие происходит в обществе будущего, которое полностью находится под массовым наблюдением.

Батлер говорит, что создал коллаж из вдохновляющих материалов, его привлекли как «антиутопические образы ботинка, наступившего на чье-то лицо, все в масках, состояние некоей тревоги, лихорадочные сны», так и «образы нашего сына, семьи, старые фотографии группы и кусок бетона возле нашей старой квартиры в Монреале, где мы написали наши имена в 2003 году».

«Потребовалось время, чтобы понять, почему они связаны друг с другом. Но мы начали понимать, что это больше похоже на свет и тень. Вроде и тянет разделить их, но на самом деле это стороны одного и того же».

Первая половина записи пронизана страхом перед современностью, а Батлер сетует на удручающие моменты [современности — прим.ред.] — телевидение, лекарства, контент, создаваемый алгоритмами — которые, кажется, не делают нас счастливее. Но они уступают место более нежным оттенкам, когда Батлер с женой поют непосредственно о своем сыне Эдди (которому приписывают «шепот» в «End of Empire») и о том, как любовь создает значимое родство. Присоединение к вокальной партии Питера Гэбриэла в «Unconditional II (Race and Religion)» стало для них приятным моментом, чтобы поговорить о делах с другим музыкантом с таким же упорным подходом к музыке, как у них самих.

We сигнализирует о новой эре для Arcade Fire и в других направлениях. На следующий день после первого из четырех концертов в Bowery (США) Уилл Батлер (синтезатор, бас, гитара) объявил, что покидает группу. «Не было никакой серьезной причины, кроме того, что я изменился — да и группа изменилась — за последние почти 20 лет», — сообщил он в своем заявлении.

Arcade Fire на Pukkelpop 2018. Фото — Николай Володкевич

Членство в Arcade Fire всегда расширялось за счет живых выступлений, а мировой тур в поддержку альбома, предварительно запланированный на осень, привлек Дэна Бекнера из Wolf Parade и гаитянского мультиинструменталиста Пола Бобруна. «Несмотря на то, что это одна из самых популярных групп в мире, всегда кажется, что мы по-прежнему underdog (‘аутсайдер — прим.ред.’)», — говорит Бобрун. — Мы должны отдавать группе все [свое существо], все свое время. Я никогда не чувствовал подобного ни у кого другого».

По словам Батлера, он хочет оставаться в настоящем, независимо от того, что ждет его в будущем.

«Весь этот процесс, когда люди оценивают вышедшую запись — хороша ли, плоха ли — да мне насрать на все это — я играю музыку, чтобы чувствовать себя живым».

Arcade Fire на Pukkelpop 2018. Фото — Николай Володкевич

В рамках объявленного мирового тура, который стартует 30-го августа в Дублине, канадская исполнительница Feist присоединится в поддержку тура Arcade Fire в Европе, а в американской части тура ее заменит Beck. В Варшаве группа выступит 01 октября на площадке COS Torwar. Старт продажи билетов намечен на 12 мая на сайте ticketmaster.pl

Материалы для подготовки настоящей статьи были частично взяты из публикации в New York Times How Arcade Fire Found a Way Back. Полную версию статьи в оригинале можно прочитать по ссылке. К тому же можно почитать, как наша редакция побывала на концерте на фестивале Pukkelpop 2018 в Бельгии, где выступали Arcade Fire.