Pukkelpop 2022: Slipknot, ламбик и все-все-все

Pukkelpop 2022: Slipknot, ламбик и все-все-все

28/12/2022 Репортажи
Pukkelpop festival 2022

Pukkelpop — фестиваль с 35-летней историей, который влюбляет в себя с первого взгляда. Ухоженная деревенька Кевит давно стала для него родным домом, а местные жители в разной степени принимают в нем участие, кто-то у себя во дворе открывает временный кафетерий или кемпинг, а кто-то просто приезжает на велосипеде понаблюдать за фестивалем из-за забора, благо, главную сцену оттуда хорошо видно. В Бельгии и ее окрестностях Pukkelpop знают и любят, поэтому в отличие от молодых сородичей, он не нуждается в активном продвижении. Только это не значит, что фестиваль достиг зоны комфорта и не развивается. В сравнении с нашим первым Pukkelpop’ом 2018 года мы заметили много приятных изменений, о которых расскажем в этой статье.

I’ma do things my way, it’s my way

В то время, как крупнейшие оупен-эйры стараются свести свои инфраструктуру и лайн-апы к общему золотому стандарту, Пуккельпоп не боится идти по своему собственному пути. В списках артистов нет EDM исполнителей, на которых гарантированно купят билеты, но в тоже время, фестиваль не зацикливается на формате классических «стадионных» хедлайнеров и отдает главную сцену в распоряжение качественных электронщиков. В 2018 году techno-queen Шарлотта да Витт закрывала пятничный мейн, подменив внезапно отменившегося Трэвис Скотта. А в 2022-ом вернулась на сцену уже запланированным хедлайнером. Даже несмотря на технические неполадки, вызванные проделками Caribou, выступающего на сцене поменьше перегрузкой сети, Шарлотта покорила публику своим мощным техно-сетом, подкрепляемым визуальными эффектами. «Come on, dance with me, move you body…»

Еще одной нетрадиционной «фичей» фестиваля стало то, что Пуккельпоп не перешел на «многоразовые» депозитные стаканы, ставшие привычным и экологичным решением для большинства фестивалей. Здесь с мусором справляются с помощью самих же фестивальщиков, мотивируя их собирать пластиковые отходы с помощью бесплатных купонов на еду и напитки. Собери 15 стаканов и получи 1 купон 3 евро, эквивалентный бокалу пива. Как итог, чистые сцены и люди, активно вовлеченные в уборку территории фестиваля прямо во время концертов. При покупке билета с проживанием в кемпинге взималась дополнительная плата в размере 10 евро за уборку, которая возвращалась в обмен на полный собранный пакет мусора. Естественно, некоторые товарищи просто не способны донести бумажку до урны и устраивали Вудсток’99 вокруг своих палаток. Но большинство фестивальщиков старались поддерживать мало-мальский порядок вокруг (и после) себя.

Хорошего пива стало больше

Возможен ли бельгийский фестиваль без хорошего бельгийского пива? Конечно же нет! В то время как основные точки с напитками разливали довольно посредственный пильзнер Maes, в нескольких местах можно было поменять 1 купон на бокал вкуснейшего пшеничного ламбика или вишневого крика. К нашему удовольствию, с 2018 года количество вкусных локаций выросло на один бар с музыкой, настольным футболом и стеклянными бокалами.

Помимо изысканного пива на Пуккельпопе были обнаружены: просекко и игристое розе, яблочный сидр, аппероль шприц и вкуснейшая бельгийская картошка с майонезом пикантным соусом. Самый большой фестивальный фуд-корт Food Wood, уютно расположившийся за ветвями деревьев, поразил нас разнообразием еды с разных частей света. Здесь можно было отведать вьетнамских спринг-роллов, корейского барбекю, мексиканского тако/бурито или жареной на углях рыбы. Стоимость порции варьировалась от 3 до 5 купонов, что составляет примерно 9-15 евро.

Колоритные фургончики с едой на Pukkelpop 2022

Дни стали длиннее, а ночи веселее

Первые концерты Пуккельпопа стартовали в районе полудня. К примеру, украинский коллектив Go_A открывал сцену Marquee в 11:50 утра, но, несмотря на ранний час, вся арена была заполнена. Публика отрывалась и танцевала под динамичную фолк-электронику, как на добротном полуночном рейве, и по просьбе вокалистки Катерины Павленко выстраивалась в огромные хороводы. Украинские флаги в толпе говорили о том, что люди пришли поддержать не только группу, но и выразить свою солидарность с Украиной, мужественно сражающейся с российскими захватчиками.

В отличие от концепции прошлых лет, в 2022 году фестиваль продлил выступления ночных диджеев до 4 утра, тем самым значительно расширив репертуар электронной музыки. И это при том, что на сцене Dance Hall выступления диджеев начинались около полудня.

Приятным бонусом для любителей тяжелой музыки стало появление сцены Backyard, где выступали метал и хардкор коллективы, включая Frank Carter & the Rattlesnakes, Ho99o9, Clawfinger, Palaye Royale. Собственная метал-сцена с мощным лайнапом стала одним из наших фаворитов за неустанный драйв, мошпит и краудсерфинг, который довольно редко случался на главной сцене. Еще один несомненный плюс: при таком разнообразии музыкальных направлений, каждый фестивальщик найдет себе что-то по душе, а не будет плестись на не интересующий его концерт, чтобы убить время. К сожалению, на некоторых концертах Backyard’a звук был настроен настолько плохо, что просто невозможно было разобрать, что поет вокалист.

Колесо обозрения фестиваля Pukkelpop

Цирк, цирк, цирк!

Главным открытием Пуккельпопа 2022 для нас стала театрально-развлекательная локация Côté Bizar, по стилистике напоминающая бродячий цирк начала прошлого века. Эдакий фестиваль в фестивале! Здесь, например, играли диджеи Kamaradio Moskou, исполняющие балканскую и цыганскую музыку, или авангардная группа Myaelin, ласково именующая себя «твой любимый оркестр судного дня», выступали циркачи всех направлений — от эквилибристов до фокусников, было даже собственное «фрик шоу», судя по рекламному плакату, не хуже, чем в «Американской Истории Ужасов». Здесь был стилизованный стимпанк бар, костюмерная, где можно было прикупить супер стильный винтажный аутфит, и салон красоты, где наводили особенную фестивальную красоту. Больше всего нам понравилась карусель, на которой можно было прокатиться только при наличии билетика, выигранного в одной из караванных активностей. Мы попробовали свои силы в метании разнокалиберных резиновых членов в «зеркало», за которым стояла девушка-зазывала или любой (не)случайный человек. Хотите увидеть, как выглядел Côté Bizar, досмотрите до конца следующее видео:

Нулевой день: заселение и знакомство с бельгийской музыкой

Благодаря организаторам, а также пунктуальности и комфортабельности бельгийских железных дорог, путь на фестиваль не отнял у нас ни капли энергии. Вместе с билетом на Пуккельпоп мы получили бесплатный билет «туда и обратно» на поезд из любого бельгийского города и без лишних телодвижений добрались до станции Кевит, расположенной в 700 метрах от входа на фестиваль. Далее — обмен билетов на браслеты, получение приобретенных заранее купонов на еду и напитки и заселение в кемпинг. Для гостей фестиваля организованы три кемпинга: небольшой и бесплатный Camping Relax, находящийся в Хасселте в 2 километрах от территории фестиваля, добраться до которого можно было на бесплатном шаттле; наш Camping Chill за 30 евро и глэмпинг Camping Comfy, расположенный прямо напротив входа на фестиваль. Процесс выбора места для палатки проходит по принципу «first in, first served»: свободная территория отделялась волонтёрами с лентой, двигающимися назад по мере заполнения кемпинга. Мы прошли ворота около часа дня и поставили палатку в 500-700 метрах от входа.

Вид на кемпинг Chill Pukkelpop

Коротко об инфраструктуре Camping Chill: круглосуточный магазин/бар с товарами первой необходимости — от стаканов с завариваемой лапшой до одноразовых бритв, — кухня с кипятком и микроволновыми печами, пункт надувания матрасов, душевые, работающие с 8 утра, туалеты и краны с питьевой водой. Кемпинг минимально охраняется волонтерами, патрулирующими его днем и ночью, есть медпункт. Зарядить телефон можно в магазине, продающим воздух электричество по 1 евро за 5 минут, или арендовать локер с розеткой на весь период фестиваля с четверга до понедельника. Мы выбрали последний вариант, заплатили за ячейку 32 евро, в которой заряжали телефоны, пауэрбанки и хранили документы. Небольшой лайфхак: захватите небольшой тройник, чтобы заряжать несколько девайсов одновременно. Только не увлекайтесь и не перегружайте сеть, чтобы не срывать выступление Шарлотты Дэ Витт устроить пожар.

Поставив палатки и бегло разведав прилегающую территорию, мы отправились на фестиваль!

Вход на фестиваль Pukkelpop 2022

В четверг, нулевой день, работали лишь несколько сцен и баров, а в лайнапе были заявлены только бельгийские музыканты. Наш маршрут: сцены Club и Dance Hall, приятные поп/инди исполнительницы Froukje и Sylvie Kreusch и заводная рэперка Coely, в свои 28 лет успевшая выступить на Гласто и на разогреве у Канье Уэста и Кендрика Ламара. Бельгийско-голландская публика, а Пуккельпоп никак не назовешь многонациональным фестивалем, встречала артистов с восторгом, подпевала каждую песню и провожала громкими аплодисментами. Покончив с немногочисленными лайвами, мы побродили по частично открытой территории Пуккельпопа и ближе к ночи заглянули на сцену Booth — излюбленное место для любителей тусовочной музыки и no-name диджеев.

Первый день: жара, Cypress Hill, Slipknot, Pendulum

Первый день для (некоторых) из нас начался с банных процедур, поэтому коротко об условиях соблюдения личной гигиены в лагере и на фестивале. Душевые, открытые с 8 утра до вечера (точное время неизвестно), здесь максимально комфортны, насколько это возможно в полевых условиях: проточное водонагревание, что позволяет помыться под горячей водой независимости от человеконагрузки; просторные кабинки с дверьми вместо отсеков со шторками (последние имеют свойство обрываться после первого же дня фестиваля). Из замеченных нами малозначительных минусов — полнейшее отсутствие зеркал и рукомойников возле туалетов. Огромный и неожиданный плюс — идеально чистые туалеты в любое время дня и ночи, включая туалеты возле главной сцены после выступления хедлайнера, и отсутствие очередей в них.

Несмотря на прогноз, обещавший облачные +25 градусов, на небе днем не было ни единого облачка, и по ощущениям солнце жарило на все 35. Наши палатки стояли в чистом поле, о дополнительном теневом тенте мы не позаботились, поэтому находиться там после 12 часов утра не было ни сил, ни желания. На территории фестиваля были несколько точек с бесплатной питьевой воду, на главных аллеях фестиваля распыляли воду, чтобы прибить пыль и охладить фестивальщиков, а один из спонсоров раздавал кепки с логотипом Pukkelpop’a. Плюс хватало мест, чтобы передохнуть в тенечке, наблюдая за выступлениями.

Фудкорт на фестивале Pukkelpop 2022

Первым концертом на главной сцене для нас стала бельгийская соул-исполнительница Selah Sue, вернувшаяся на сцену после длительного декрета. Певица, знаменитая хитами This World и Raggamuffin, также исполнила свои новые песни со свежеизданного альбома Persona.

Прогулявшись за холодным ламбиком по фестивалю, захватив кусочки концертов британско-ямайской певицы Mahalia и элкетро-панк дуэта Wargasm, мы вернулись на мейн к началу выступления Nothing But Thieves. После скомканного выступления на Fest’e хотелось реабилитировать впечатление от любимой группы. Однозначно, в Бельгии музыканты выглядели живее и увереннее, чем на польском фестивале, где они вышли на сцену с опозданием и, отыграв пару первых песен, молча ушли за кулисы на перерыв.

Nothing But Thieves на главной сцене Pukkelpop 2022

Заглянув на рейв скандального рэппера Slowthai, мы добрались до длинноволосого исландца Daði Freyr, участника Eurovision 2021, покорившего зрителей песней позитивной диско-песней 10 Years и психоделическими свитерами. Следующая остановка — Declan McKenna, победитель конкурса новых талантов Гластонбери и один из представителей новой волны брит-попа, пришедших на смену хамоватым парням в спортивных костюмах. Заслуживает внимания и уважения за крутую музыку, гражданскую позицию, поддержку LGBT+ комьюнити и за то, что смог отыграть в кожаном комбинезоне в очень душной полузакрытой арене Club.

По пути на главную сцену успели забежать на британский металкор While She Sleeps, презентовавших свой новый альбом Sleeping Society. Один из нескольких концертов фестиваля, на которых можно было увидеть бесконечную вереницу краудсерферов. Настолько завораживает, что часть нашей редакции поставила себе цель испробовать самим подобный стиль «вольного плавания» до конца фестиваля.

Безжалостное августовское солнце начало садиться, а народ стекаться к мейну, где ожидалось выступление одного из главных имен Pukkelpop 2022, легенд хип-хопа Западного побережья Cypress Hill. Концерт начался с короткого интро DJ Lord, который вышел на сцену под пафосный Имперский Марш из Звездных войн, а затем включил несколько отрывков рок/рэп хитов, чтобы разогреть собравшуюся публику. Из основного состава до фестиваля добрался только B-Real, но и его одного достаточно, чтобы дать людям того, зачем они пришли. Первый «живой» трек I Wanna Get High растекся по публике вместе с тем самым ароматом, B-Real на сцене тоже что-то курил, и давайте представим, что сигару (Пуккельпоп позиционируется свободным от наркотиков фестивалем). Дальше больше, после речи о том, куда мы должны слать полицию, тысячи средних пальцев поднялись в небо. Woop woop! That’s the sound of da police! Woop woop! That’s the sound of the beast! Между треками B-Real передал привет своим корешам, группе Slipknot, выступающими следующими на той же сцене. На десерт осталось самое сладкое нетленное — Insane in the Brain и Jump Around. Для нас концерт Cypress Hill прошел на одном дыхании, оставив ностальгическое впечатление встречи со старым школьным другом, с которым у тебя миллион пережитых эмоций и приключений.

Первый день оказался супер насыщенным на концерты, конечно же, с пересечением на разных сценах. Буквально на пару песен удалось забежать на австралийских талантливых электронщиков Rufus Du Sol, еще на меньший кусочек — на голландское d’n’b трио Noisia, дававших одно из последних выступлений перед завершением многолетней карьеры группы. И уже бегом вернулись на главную сцену, чтобы не пропустить хэдлайнера вечера.

Фестивальная аллея Pukkelpop 2022

Темнота спустилась на Pukkepop и пришло время великих и ужасных, но всеми обожаемых Slipknot. Фронтмен Кори Тейлор появился на сцене в своей новой маске, представленной в 2021 году, которую благодарные фанаты сравнивали с теннисным мячом и мордой хаски. Шутки шутками, но маска действительно страшная, особенно на фоне творившегося на сцене безумства. Вырывающиеся языки пламени, по бокам ударники Клоун и Тортилья Мэн c кожаными лицами, как у гитариста из Mad Max’a, бьющие кусками труб по металлическим бочкам, а в середине беснующиеся Номер Семь в хоккейной маске, Клоун, Джим Рут, V-Man, Пинхед и Сид Уилсон с подпевающие бестелесной головой (9:25 на видео). Тяжелые гитарные рифы, мрачный и глубокий вокал Кори Тейлора буквально выворачивали всю скопившуюся внутри тебя энергию и тащили в слэм. Перед сценой то и дело закручивались серклпиты, в который впрыгивали фанаты совершенно разных возрастов (а в Бельгии максимальный фестивальный возраст намного выше пенсионного). Увидев их «живьем», понимаешь, что Slipknot ни на толику не собираются сдавать позиции по своей популярности. Это не заигрывание с ностальгирующей публикой, а мощное музыкальное хоррор-шоу, по всем параметрам достойное главной сцены.

фанаты Slipknot

Завершением пятницы стали сеты двух топовых исполнителей электронной сцены: французского диджея и продюсера Паскаля Арбез-Николя aka Vitalic и австралийских легенд драм-н-басса группы Pendulum.

По счастливому совпадению, с французом мы увиделись уже во второй раз за две недели (предыдущий — на Fest festival), и оба раза у Vitalic’a получилось «порвать» нас в клочья. Отличное электро с техно, крутое световое оформление с фирменными «плавающими» над музыкантом прожекторами и идеальный для электроники звук!

Pendulum, вернувшись на электронную сцену после длительной паузы на сторонний проект (Knife Party — прим.), продолжают радовать своих многочисленных фанатов живым исполнением ставших уже классикой хитов времен из 2000-х. Tarantula, Voodoo People, Watercolour, Blood Sugar — при первых же риффах мурашки покрывают тело. Да и увидеть на огромной переполненной Dance Hall людей, не подпевающих Робу Свайру было невозможно. Австралийцы представили и свой долгожданный EP Elemental, вышедший спустя 10 лет с момента альбома Immersion. Мощный и очень жаркий лайв выжал из нас последние силы, несмотря на довольно короткое выступление — организаторы фестиваля выделили в лайнапе для Pendulum всего лишь один час.

Второй день: ведьмы, Aurora, Underworld и Charlotte De Witte

Субботу мы начали с вылазки в цивилизацию, отправившись за продовольствием в ближайший супермаркет, расположенный в Кевите в 1 км от фестиваля. Прогуливаясь между уютных провинциальных домиков, мы обнаружили на окнах и дверях некоторых из них знаки с перечеркнутым силуэтом ведьмы. В то время как в садах других домов — декорации с ведьмами, котлами, метлами и прочим колдовскими атрибутами. Как оказалось, местные жители решили возродить традицию Праздника ведьм, который раньше широко отмечался в городе и приходился на конец августа. В течение 10 лет с 1974 году здесь проводился Парад Ведьм, в котором участвовали четыре гигантские ведьмы Зварте Ми, Шеле Розали, Квезельтье Октави и Кромме Берг, героини бельгийского фольклора и произведений писателя и уроженца Хасселта Альфонса Йериссена. Как нам поведал хозяин местной бургерной, возрождение традиции приурочено к 150 летию писателя, которое состоится в 2024 году. Судя по всему, финальном аккордом празднования, было торжественное сожжение несчастных колдуний, а значит местных жителей, какими бы милыми они не казались, лучше не злить.

В субботу состоялся самый ранний концерт из нашего расписания — выступление украинской группы Go_A, о котором мы рассказали немного ранее.

Во второй официальный день фестиваля на сцене Club выступали самые сливки пост-панка: арабский психоделический рок Al Qasar или, как они сами характеризуют свой жанр, «arabian fuzz»; близкая по духу Joy Division ирландская команда The Murder Capital, вокалист которой Джеймс Макговерн уже к середине второй песни оказался в слэме; известная скандальными выходами и провокационными текстами лондонская группа Shame во главе с Чарли Стином, который к слову, также провел свое выступление в фул-контакте с публикой.

Следующий участник, пост-панк дуэт Wet Leg с британского острова Уайт, взорвавший прошлогодние хит-парады с хитом Chaise Longue, несмотря на относительно короткий музыкальный путь, собрал полный зал. К началу их выступления Club был набит до отказа, в результате чего большое количество желающих услышать Райан и Хестер «вживую» оказалось за пределами площадки.

На сцене Marquee выступала норвежская исполнительница и авторка музыки Aurora, представляющая свой последний альбом The Gods We Can Touch, вышедший в начале этого года. Девушка в своей привычной манере была очень мила с публикой, благодарила за возможность вернуться на Pukkelpop, а под песню Cure For Me, посвещённую проблеме конверсионной терапии для геев, вытащила из толпы радужный флаг.

В середине дня на главной сцене выступали De Staat из соседних Нидерландов, исполняющие экспериментальный рок и наиболее известные своими треками Who’s Gonna Be The GOAT? и Whitch Doctor. Стоит отметить неповторимую энергетику живых концертов группы и немного пугающую харизму фронтмена Торре Флорима, который в один миг скачет по сцене, а потом замирает с пристальным взглядом серийного убийцы. Мы решили понаблюдать за этим авангардным зрелищем из кабины колеса обозрения, прокатиться на котором может любой желающий, к тому же совершенно бесплатно. Главное — отстоять очередь (совет — до 5 часов вечера это займет всего лишь минут 20).

Pukkelpop и De Staat с колеса обозрения

Еще до начала Pukkelpop’a, мужская часть нашей редакции устроила опрос: на кого мы пойдем во второй фестивальный вечер. На главной сцене выступали суперизвестные австралийские прог-рокеры Tame Impala, в то же время на Dance Hall была заявлена еще одна звездная команда — из Великобритании. Выбор пал на Dance Hall и, пожалуй, именно этот концерт стал лучшим в этот день (а по мнению наших фестивальных коллег — и вовсе концертом фестиваля) — выступление британских легенд электронной музыки Underworld. Ставшая известной всему миру после выхода фильма Trainspotting, в саундтрек которого вошли два трека 96-го года — Dark & Long (Dark Train) и Born Slippy (NUXX), группа за свою 30-летнюю историю сделала огромный вклад в развитие жанра, а также немало повлияла на многих музыкантов современности. Дуэт Карла Хайда и Рика Смита вернул нас во время британских рейвов, о которых мы так много слышали из книг и видели в редких видео из 90-х. Танцевальная, гипнотизирующая электроника, проникающая глубоко в сознание, ведущий за собой вокал Карла Хайда. Глядя на выверенные танцевальные движения Карла воистину удивляешься, насколько молодо он выглядит в свои 65! В часовом сетлисте оказались 7 треков, в завершении которого оказался, конечно же, Born Slippy, в 10-тиминутной версии.

По пути на главную сцену мы заглянули в Backyard, чтобы поддержать еще одних представителей туманного альбиона. Панк-рок исполнители Frank Carter & The Rattlesnakes уже в третий раз выступали на Pukkelpop, и лишь сейчас удалось в полной мере их расслушать. Группа славится своими лайвами, наполненными энергетикой и взаимодействием с публикой. Фрэнк не только выбирался в общий с фанами мошпит, но и посвятил одну композицию специально для слэма for girls only. «Я хочу видеть в центре площадки девушек, которые готовы оторваться под следующий трек. Парни, освободите место, у вас еще будет достаточно времени. А сейчас — девушки, приглашаю в слэм!» Именно на этом концерте женская часть нашей редакции и добралась до самой сцены на руках доброжелательных метал-фанов. Достаточно было показать рядом стоящим людям жест пальцем вверх, как в мгновение ока тебя поднимали и отправляли «в плавание».

Кульминацией же вечера стало выступление Charlotte De Witte на главной сцене, о котором мы написали немного выше.

Третий день: Arctic Monkeys, BMTH, DIIV и другие

Последний музыкальный день фестиваля Pukkelpop мы начали с пробежки, чтобы успеть на широко-известную-в-узких-кругах американскую хип-хоп группу Joey Valence & Brae. Олдскульный саунд из 90-х, вайб классических Beastie Boys и Ice Cube, немного электроники сложилось в качающую гремучую смесь. Парни готовы были закончить свое короткое дневное выступление на сцене Lift, как с удивлением узнали, что есть еще время на одну песню. Пришлось повторить один из своих хитов STARTAFIGHT, под который часть нашей редакции славно послэмилась. На видео ниже можно заценить стиль американцев.

На главной сцене мы словили британский бойз-бэнд Sea Girls, исполняющий позитивный гитарный поп-инди и легко узнаваемые своим хитом  All I Want To Hear You Say. Группа, вышедшая на сцену в 2 часа дня, максимально органично вписалась в этот ранний, но уже солнечный, фестивальный час. Рядом со сценой было достаточно свободного пространства, хотя первый ряд уже был занят поклонниками Arctic Monkeys; некоторые из них, похоже, были настолько преданы своим кумиром, что не смогли проявить ни малейшего уважения к выступавшей группе, и ели макароны, стоя прямо напротив фронтмена.

За что мы (помимо всего прочего) любим фестивали, так это за возможность открывать для себя новые имена просто во время прогулки между сценами. Днем на закрытой сцене Marquee выступала голландская исполнительница Eefje de Visser, влюбившая в себя с первого взгляда. Нежный вокал с вкраплениями в музыке электронных мотивов в духе Gus Gus и Everything Everything и гитарных проигрышей The XX, прекрасно поставленная хореография с девушками на подтанцовке/бэк-вокале, чарующее освещение и интимная атмосфера самого концерта.

Чуть позже на этой же сцене выступила норвежская певица Sigrid, одна из самых ярких представительниц современной женской поп-музыки, которые гнут свою линию, пробиваясь к успеху талантом и харизмой, не прибегая к сексуальной объективизации своего тела. Самая прослушиваемая песня Don’t Kill My Vibe, которую девушка выпустила, когда ей было всего 20 лет, посвящена бывшему продюсеру и неприятию сексизма в музыкальной индустрии. Вместо вычурных костюмов, яркого сценического грима и подтанцовки — мощный соул-вокал, профессиональные музыканты и непринужденная эстетика на сцене. Люди приходили послушать качественную музыку, и Сигрид была счастлива дать им её.

На сцене Backyard мы зацепили британскую группу Nova Twins, от которых остались в восторге. Даже несмотря на постоянные проблемы со звуком на этой площадке, танцевальная смесь грайма и панк-рока от ярких и стильных Эми Лав и Джорджии Саус мгновенно затянула нас в слэм. Британки представили публике материал из свежеизданного альбома Supernova, и к концу выступления просто выбрались в середину площадки, влившись в всеобщий мошпит. Группа стоит того, чтобы попасть на сольный концерт, тем более, что весной 2023-го девушки будут в европейском туре!

Бродя по фестивалю, мы наткнулись на волшебных по звучанию Nu Genea. Электронный дуэт Massimo Di Lena и Lucio Aquilina из Неаполя в своих живых выступлениях обрастает еще пятью участниками с саксофоном, гитарой, барабанами и живым вокалом — все вместе они исполняют душевный микс из танцевального итальянского диско 80-х, фанка, электроники и неаполитанских мотивов. Если хочется солнца, улыбки, воздушного настроения и объятий со всеми рядом стоящими — это к Nu Genea!

Аллеи на фестивале Pukkelpop 2022

Выступление Bring Me the Horizon на главное сцене произвело на нас совершенно отличное от Сигрид впечатление. Пространство перед мейном было почти полностью заполнено, но мы без проблем пробились в первый сектор, ближе к сцене и мошпиту. Оли Сайкс подбивал публику к слэму, на фоне огромного экрана, транслирующего кадры из видеоклипов и при поддержке группы танцоров, меняющих наряды в зависимости от контекста. Впечатляюще, эффектно, определенно стоит увидеть и услышать.

Налюбовавшись на стильного Сайкса, мы поспешили под купол Marquee на встречу с нашими фаворитами британцами Glass Animals. Еще до начала концерта зал оказался забит под завязку, но, к счастью, публика оказалась весьма подвижной, и к середине концерта мы добрались до заграждения. На живом исполнении Gooey фронтмен Дейв Бэйли обычно лезет в толпу, и в этот раз он забрался на забор прямо напротив нашего обалдевшего от восторга журналиста.

Финальным треком стала летняя Heat Waves, которую пели хором, вспоминая жаркие июньские ночи не менее жарким августовским вечером.

Sometimes all I think about is you
Late nights in the middle of June
Heat waves been fakin' me out
Can't make you happier now

Выступление Glass Animals определенно попало в топ концертов Pukkelpop’a 2022 за свою органичность, стирание граней между музыкантами и публикой, стильно оформленной неоновой сценой и обезоруживающее обаяние Дейва.

Tем времени в Club пришло время американской постпанковой команды DIIV во главе с Закари Коул Смитом. Пробежав через гудящую и бродящую толпу фестивальщиков, мы буквально погрузились в атмосферу вязкого шугейза, создаваемого немногословными музыкантами по традиции жанра, уделяющие своим ботинкам куда более времени, чем зрителям (шугейзинг от англ. shoe gazing — пристальный взгляд на обувь).

Хедлайнеры заключительного дня Arctic Monkeys собрали под Мэйном невероятное количество зрителей, пожалуй, даже тех, кто все три дня пил пиво возле своей палатки, не покидая кемпинга. Все наши попытки приблизиться к сцене утонули в бесконечной массе желающих увидеть Алекса Терна и компанию. С вступительными строками Do I Wanna Know? Пуккельпоп превратился в огромное караоке: все знали слова любимых песен и пели их так громко, что порой в этом многотысячном хоре терялся бархатный голос Алекса. Вполне ожидаемо для одной из самых влиятельных групп нашего времени, не правда ли?

Совет от редакции: если хотите в полной мерой насладиться ретро эстетикой Arctic Monkeys, приходите на их выступление заранее, чтобы занять место поближе к сцене. На задворках танцплощадки среди галдящей толпы даже такое волшебное зрелище теряет свое очарование. К счастью, на ютубе сохранилась запись официальной трансляции концерта:

Послесловие

Pukkelpop Festival — фестиваль с многолетней историей, со своими традициями и принципами, который успешно развивается вместе со своей аудиторий и не прогибается под однодневные модные тренды в погоне за прибылью. Основателю и бессменному организатору Шокри Махассину и его «Гуманистической Молодежи» удается из года в год создавать фестиваль с широким диапазоном жанров, охватывающим все возможные музыкальные направления от классического металла и хардкора до экспериментальной электроники. Имена мелкими буквами на фестивальной афише зачастую не менее интересны, чем сами хэдлайнеры, и это тот самый случай, когда стоит составить свое расписание концертов заранее — попасть на все просто невозможно! На Pukkelpop комфортно жить, безопасно веселиться и наслаждаться огромным выбором вкусного бельгийского пива. Сюда приезжают люди разных возрастов, семьями с детьми, пожилые фанаты без стеснения слэмятся под хиты своих кумиров наряду с молодежью. И мы вам советуем! Фестиваль влюбляет в себя и оставляет после окончания желание вернуться снова. Спасибо, Pukkelpop 2022, ты был прекрасен!