On Air festival: закрытие сезона оупен-эйров 2022 в Варшаве
В прошлый уикенд польская столица закрывала сезон летних оупен-эйров с размахом: на площадке бывшего аэродрома Bemowo состоялся первый On Air festival. О том, как это было — читайте в нашей статье.
Организаторами On Air фестиваля выступили Follow the step, кредит доверия к которым открыт уже давно за счет других мероприятий под их руководством. Это и техно-фестиваль с мощным лайнапом Undercity, и четырехдневный Fest Festival, который буквально месяц назад отгремел в городе Хожув, и бесчисленные привозы интересных музыкантов со всего мира в Praga Centrum, Progresja и столичную техно-мекку Smolna 38. Чувствуется, что у Follow the step присутствует хороший музыкальный вкус, поэтому состав исполнителей на фестивалях является зачастую интересным и нетривиальным.
Mежду сценами
На фестивале On Air было заявлено две основных сцены – открытая Main и крытый Tent, а расписание было построено так, чтобы посетители смогли послушать всех участников: когда на главной сцене заканчивала выступать одна группа, на Тенте буквально через несколько минут начинала играть другая. Подобное решение позволило к тому же не волноваться о возможных звуковых помехах для музыкантов. Лишь к концу второго дня образовались пересечения у нескольких групп. Однако организаторы заранее заверили в своих соцсетях, что два завершающих фестиваль концерта – Tame Impala и Polo & Pan – не будут проходить параллельно или пересекаться хотя бы на минуту, чтобы не пришлось разрываться между сценами. Обещание сдержали, молодцы!
К слову, о звуке. Организаторам удалось настроить звук на обеих сценах просто идеально. Не важно, в каком стиле выступал музыкант – хип-хоп, рок, джаз или электроника. Звучало кристально чисто, басы не перегрузились даже во время мощных дропдаунов на Tame Impala.
За несколько дней до On Air была заявлена еще и дополнительная, третья сцена, Gate Stage. На нее поставили польских диджеев. Однако, признаться, ее расположение оказалось для нас крайне нелогичным – в углу от главной сцены, с расчетом на то, что музыканты будут играть в перерывах между концертами мэйна. В то время как в отдельно выделенной зоне фудкорта вполне хватало места для того, чтобы переместить туда Gate Stage и организовать нон-стоп вечеринку для ценителей электронной музыки. К примеру, там был заявлен очень интересный дуэт братьев Sarapata из Кракова, чья музыка напоминает микс Moderat, Hybrid с техно мотивами.
Побродить по фестивалю
Оформление фестиваля, на наш взгляд, оказалось сделанным словно впопыхах. Часть декораций перекочевала с августовского Fest festival’a, однако там они гармонично вписывались в красивый Силезский парк. Здесь же, на территории аэродрома, было огромное пустое и неуютное пространство, которые эти декорации не смогли оживить. Особенно это ощущалось в первый день, в который пришло относительно немного людей. Возможно, хорошим решением было бы разместить сцены поближе, развернув их в противоположные друг от друга стороны и обставив по бокам палатками с мерчем, дизайнерскими вещами и развлечениями. Не хватало освещения / иллюминаций — все два дня на фестивале была осенняя (унылая) погода с нависшими тучами и моросящим мелким дождем ночью. Хотелось чего-то яркого и солнечного, благо, музыканты помогали в этом как могли.
Не очень понятно, к чему было размещать аттракционы между двумя сценами. Из-за них эта часть фестиваля казалась подобием парка развлечений, никак не вписывающегося в происходящее вокруг.
Зато VIP-шатер оказался на высоте. В прямом и переносном смысле. Его установили там, где обычно на фестивалях делают будки звуковиков – в небольшом удалении напротив сцены. Таким образом с вип-площадки открывался, пожалуй, один из самых крутых видов на мэйн, который нам только доводилось встречать.
Точек с пивом (Lech, или как ласково назвал бармен — «Льесек», Kozel, Pilsner Urquell), коктейлями и стритфуда было предостаточно. То ли прохладная погода сделала свое дело, то ли другие причины, однако очереди мы видели во второй день лишь к Уркелу. Ценник на пиво варьировался от 14 до 16 злотых за 0.4 плюс доплата за многоразовый стакан (с логотипом летнего Fest festival) 5 злотых. Увы и ах, стакан вернуть нельзя было, поэтому в каждый из фестивальных дней приходилось немного доплачивать за тару. Благо, при заказе напитка стакан всегда можно было поменять на чистый. На фестивале был замечен фургончик с бесплатной питьевой водой – мелочь, а приятно.
И о музыкальной части. День первый
В пятничный вечер мы попали на концерты Tash Sultana, Jorja Smith, Jamie XX, Faouzia, Tymek, Röyksopp.
Tash Sultana поразила нас огромным количеством инструментов, используемых ей самой во время выступления: гитары, саксофон, барабаны, клавишные, всевозможные примочки для искажения звука. При всем этом 90% времени она выступает одна, вплетая в музыку свой приятный вокал. Хит выступления — Jungle.
Jorja Smith на премии Brit Awards в 2019-м году признали лучшей исполнительницей года. С того момента это уже вторая встреча нашей редакции с ней на фестивалях, но именно сейчас яркий талант соул исполнительницы смог нас зацепить. Хит концерта, конечно же, — Blue Lights.
Канадская певица с марокканскими корнями Faouzia, несмотря на сильный (меццо-сопрано) узнаваемый голос, так и не смогла нас склонить на сторону своих поклонников. Непонятно почему, но в Варшаве она выступала без живой группы — с ней в сопровождении на сцене осталась лишь диджей. Faouzia снискала некогда популярность своими каверами, которые выкладывала на youtube. Однако при наличии 2 выпущенных EP с раскрученными хитами, совместными работами с David Guetta, Galantis и другими продолжать тему каверов (2-3 трека за выступление) нам показалось немного странным.
Мнение редакции о закрывающем первый день на главной сцене Jamie XX разделились. Сами треки (включая ремиксы на The XX) были довольно интересные, однако их сведение, а вернее, отсутствие оного, плюс неровное построение самого сета, как по скорости, так и развитию, привели к тому, что мы отправились в поисках других фестивальных развлечений. Хит выступления — Gosh.
То ли мы окончательно вымерзли (не спасал даже фургон с ягерем), то ли Röyksopp давно на своих диджей сетах играют такое… Но музыка норвежского дуэта не впечатлила от слова СОВСЕМ и не стоила тех восторгов, которые были у нас при виде имени группы на афише. Röyksopp надо видеть вживую, с вокалом, их музыкой и космическими костюмами, но никак не диджейскую смесь прогрессив-транса и хауса без малейших намеков на собственные треки. Требуем возврат денег за этот концерт!
День второй
Второй день оказался более насыщенным. Обладательница восхитительного голоса Alexandra Savior, в первый раз приехавшая в Польшу, была тронута поклонниками, подпевающими ее песни.
Номинированная на Оскар за композицию к фильму «Суд над Чикагской семеркой», талантливая соул-исполнительница Celeste хорошо вписалась в атмосферу осенней меланхолии, украсив ее своей милой улыбкой. Не обошлось и без танцевального хита, который мы (и вы) могли слышать на многих фестивальных афтермуви — Stop This Flame.
Лондонское трио The Comet is Coming, состоящее из саксофониста King Shabaka, клавишника Danalogue и барабанщика Betamax, стали нашим открытием фестиваля. Образы, связанные с группой, основаны на космическом пространстве, научной фантастике и фильмах категории B. Группа была названа «настоящими наследниками» пионера космического джаза Sun Ra и получила высокую оценку за их «слияние джаза, афробита и электроники в импровизационном межгалактическом месиве». Вживую это звучит очень танцевально и качающе: в Blood of the Past трип-хоп в стиле Herbaliser с дабом, а уже в March of the Rising Sun появляются техно-ритмы пульсируют в нас, которые с каждым витком все более ускоряются. Кудесника-саксофониста Shabaka мы знаем (и видели) в его другом афроджазовом проекте Sons of Kemet. К слову, уже объявлены даты возвращения The Comet is Coming с туром – 05 ноября в Варшаве. Хит выступления — Blood of the Past.
Позднее The Kooks принесли на главную сцену британский акцент и танцевальный брит-рок. Люк Причард, вокалист группы, после каждой песни заигрывал с публикой, не забыв поздороваться с нашими друзьями из Украины в первом ряду, парящей над толпой Hello Kitty и танцующим в толпе бобром/жирафом. Львиную долю выступления заняли композиции из дебютного альбома, Inside In / Inside Out — пожалуй, самого хитового — и свежего материала из июльского альбома 10 Tracks to Echo in the Dark, включая довольно необычную по стилистике психоделическую Cold Heart. Безумно въедливый мотив I know she knows that I’m not fond of asking из закрывающего концерт Naïve бродил в головах всю ночь после фестиваля. Хит выступления — он же, Naïve.
Хэдлайнерами вечера выступили австралийцы Tame Impala. Даже несмотря на то, что космически сконструированное колесо для главной сцены с других фестивалей сюда не доехало, их музыка, шоу, психоделические образы на экранах и курточка-для-похода-в-магазин энергия вокалиста Кевина Паркера порвала всех и вся. Варшава оказалась последней остановкой в туре The Slow Rush в поддержку последнего одноименного альбома, однако Кевин в самом начале выступления пообещал сделать все, чтобы их выступление нам запомнилось надолго. Живые версии треков One more year и Breathe Deeper из Slow Rush обросли электронными проигрышами: в первом танцевальный хаус, в последнем — отличный кемикаловский бигбит. Ближе к середине музыканты плавно перебрались в грибной трип с Elephant и Apocalypse Dreams, чтобы потом достигнуть кульминации на Let It Happen. Почти девятиминутная версия трека, во время которой осознаешь, что фестиваль удался именно здесь и сейчас. Вместе с тоннами конфетти над головой, всепроникающими лазерами, криком Паркера «Йу-хууу», словно летящего с самой вершины американских горок, тело и разум в тот момент заполнила эндорфиновая волна и любви ко всем. Потом было еще немало композиций совместно с энкором, но все это было как в тумане. Хит выступления — Let It Happen.
Французы Polo & Pan закрывали фестиваль на крытой сцене Tent и оказались для нас еще одним удивительным открытием On Air. Невероятно милый и душевный микс хаус/диско музыки с мотивами из разных уголков мира — к примеру, их суперхит Ani Kuni основан на традиционной песне Ani Couni Chaouani, гимне коренных американцев, происходящем от племен арапахо, живущих на равнинах Колорадо и Вайоминга в США. Музыка французов оказалась настолько заразительна и солнечна, что весь Тент превратился на время концерта в один большой тропический пляж, несмотря на то, что снаружи поливал холодный осенний дождь. В каждом треке музыканты по очереди выходили из-за пультов, чтобы исполнить свою вокальную или танцевальную часть или просто послать сердечки в толпу. К ним постоянно присоединялась Виктория Лафарье, чьей гибкости можно было только позавидовать. Polo & Pan искренне благодарили варшавскую публику за столь радушный повторный прием (билеты на их прошлый сольный приезд в Варшаву были распроданы в считанные дни). Хит концерта — Ani Kuni.
В заключение
Попытка Follow the step устроить «проводы» сезону летних оупен-эйров все же состоялась. И пусть погода в эти даты сентября оказалась далеко не комфортной для открытого пространства, важным моментом является именно то, что на фестивальной карте Варшавы появился новый On Air, который станет, нашими надеждами, ежегодным. Подобных мероприятий в таком масштабе не хватает городу (к слову, лишь в первый уикенд июня проходит Orange Warsaw). Организаторы уже объявили новые даты On Air 2023 – 8-9 сентября — с возможностью купить ранние билеты.
Больше фотографий с первого и второго дней фестиваля On Air ищите в наших эксклюзивных фотоотчетах!