Inside Seaside 2023: как прошел последний фестиваль уходящего года
В середине ноября в Гданьске прошел первый музыкальный фестиваль Inside Seaside 2023! Это было яркое и значимое событие в культурной жизни не только Поморского воеводства, но и всей Польши. А еще это стало прекрасным завершением фестивального сезона 2023 года!
Коротко об инфраструктуре фестиваля
Фестиваль проходил на двух этажах выставочного центра Amber Expo, который был разделен на две основные сцены — главную сцену Gdansk Stage и альтернативную сцену ERGO Hestia Theatre Stage. Отдельный зал был выделен под небольшую, но уютную сцену UPstage. Здесь также был оборудован кинотеатр, где можно было посмотреть нашумевший польский анимационный фильм «Chłopi», документальный фильм о Полли Джин Харви или Франке Заппе. Между сценами был организован фуд-корт с классическим набором фестивальной еды, точками с разливным пивом и другими напитками по периметру зала. В центре зала находилась “зона бесед”, где проводились интервью с известными деятелями культуры и участниками фестиваля. За бокальчиком пива нам посчастливилось послушать интервью с молодыми, но уже достаточно популярными польскими музыкантами David Tyszkowski и Jann. Стоит отметить, что из-за проблем с вентиляцией, даже после недолгого пребывания на фуд-корте одежда пропитывалась запахом еды. Возможно, так было задумано, чтобы повысить продажи фастфуда.
В коридорах между сценами располагались выставки модных польских художников и маркет с авторскими плакатами и открытками, дизайнерскими вещами и прочими интересностями. Большой популярностью пользовалась игровая Świetlica. Здесь можно было поиграть в видео- и настольные игры, сделать фестивальный макияж и оставить авторское граффити на стенах или полу комнаты.
Атмосфера фестиваля Inside Seaside
Суровый приморский климат не помешал комфорту гостей фестиваля. Теплую верхнюю одежду можно было оставить в раздевалке за 10 zł. Несмотря на то, что хедлайнерами фестиваля были популярные среди молодежи Girl In Red и Nothing But Thieves, среди гостей хватало возрастных посетителей, которые были одеты так, будто пришли на модную тусовку. У нас сложилось впечатление, что эти модники на концерты не ходили, а все время проводили за увлеченными беседами в фестивальных кулуарах и вип-зоне. Просторные сцены Inside Seaside заполнялись полностью только на таких «народных» музыкантах, как Kaśka Sochacka и полюбившихся местной публике Том Оделле и Nothing But Thieves. Как было сказано во время одного из интервью в зоне Radio 357, в мире достаточно интересных музыкальных исполнителей, к которым польская аудитория еще не готова. В этом есть определенный плюс, на «неформатных» группах, вроде Sleaford Mods или Shame, обошлось без привычного ажиотажа, и можно было занять место в первом ряду непосредственно перед началом концертов. Минус сложившейся ситуации в том, что далеко не каждый организатор готов рискнуть и привезти музыканта, на которого не будет гарантированного солдаута. Отдельный респект команде Inside Seaside за смелость и хороший музыкальный вкус.
Музыкальные впечатления от фестиваля
Лайн-ап фестиваля был отличным. Мы не успели прогуляться по выставкам и посмотреть фильмы в кинотеатре, так как между концертами было мало времени. Любимой сценой стала Hestia Theatre, которая, как нетрудно догадаться, была оформлена в виде театральной сцены с кулисами. На ее подмостки выходили музыканты, каждый концерт которых мы смотрели от начала до конца.
Одним из наших фаворитов стал концерт британской пост-панк группы Shame с Чарли Стином во главе. Хотя зал и не был полностью заполнен, все присутствующие знали, на что подписались, и отрывались, как если бы это был последний слэм в их жизни. Чарли решил не тратить время на раскачку, попросил всех стать поплотнее и уже на второй песне полез в толпу. Мы, вместе с другими отчаянными меломанами из первого ряда и охраной, старались удержать Чарли на ограждении, пока он, сняв рубашку, орал «And now you got a six-pack, now you’ve got a six-pack!!!». Гитарист Шон Койл-Смит не отставал от лидера и, как угорелый, носился и кувыркался через голову, демонстрируя нескромные акробатические способности.
По просьбе музыкантов несколько раз закручивались серклпиты, после которых разгоряченные поклонники пытались снять мокрые футболки. Однако эти попытки были тут же пресечены полицией нравов охраной. Следует отметить, что охрана очень активно помогала Чарли в его хождении в народ и попытках вернуть его на сцену. Но музыкант от этой помощи зачастую отказался, запрыгивая обратно самостоятельно. Часовое безумие завершилось традиционными скандированием: «Shame! Shame! Shame!», а самого преданного фаната наградили скомканным сет-листом.
Хедлайнером первого дня стала норвежская инди-поп исполнительница girl in red, чей дебютный альбом был спродюсирован Финнеасом О’Коннеллом, также известным как брат Билли Айлиш Finneas. С Мари Ульвен Рингхайм aka Girl in Red, мы познакомились в 2018 году на парижском фестивале Rock en Siene, и с удовольствием отметили её творческий прогресс: из застенчивой девушки с гитарой она выросла в уверенную себе артистку, собирающую полный зал.
На протяжении всего выступления Мари поддерживала постоянный контакт с аудиторией: шутила, общалась с фанатами и с благодарностью принимала множество подарков. Она оказывала большое внимание своим поклонникам, примеряла все предметы, которые прилетали на сцену. В один из моментов она вытащила из толпы девочку, которая связала для нее красную шапочку, обняла ее и проследила, чтобы та вернулась на свое место в первых рядах. Самоиронии тоже было много, извинившись за долгие сайдбары, Мари процитировала отзыв о своих концертах: «Шоу хорошее, но слишком много болтает». Вступления перед песнями не вызывали раздражения, а, напротив, добавляли контекста к историям её личной жизни, рассказанным в песнях.
В середине концерта исполнительница поблагодарила организаторов за возможность выступить в такое необычное для фестивалей время и исполнила отрывок своей новой песни Phantom Pain, которую раньше никогда не играла на публике.
«Нам всем нужно получше познакомиться со мной и друг с другом, прежде чем я сделаю, то, что собираюсь сделать» заявила Мари, «Повернитесь к друг другу и поздоровайтесь!» В зале на самом деле царила атмосфера взаимопонимания между незнакомыми людьми, поющими хором незамысловатые, но такие важные слова песен girl in red. После того, как лед был разрушен, группа заиграла i wanna be your girlfriend. В середине песни Мари, попросила людей расступиться, коротко проинструктировав поклонников, как правильно и безопасно слэмиться, выбежала в середину зала.
Главным открытие фестиваля стал джазовый афробит хип-хоп коллектив Ezra Collective. Музыканты вышли на сцену Hestia после полуночи, но, несмотря на поздний час, людей было достаточно много. Энергичные мелодии помогли проснуться и избавиться от накопившейся за день усталости.
В середине выступления бас гитарист TJ Koleoso поделился воспоминаниями о первом выступлении группы в Польше. Их пригласили на джазовый фестиваль в Варшаву, где весь зал представлял собой только сидячие места. Музыканты, привыкшие к выступлениям перед танцующей публикой, немного растерялись: «Это будут самые длинные 60 минут в нашей жизни». Однако, как только они начали исполнять свою музыку, в конце зала встала женщина и начала танцевать. Постепенно к ней присоединились один-два человека, а затем уже весь зал танцевал. Этой притчей TJ призвал всех сидящих на трибунах встать и наслаждаться концертом в движении.
Одним из запоминающихся моментов второго дня стало выступление британской рок-группы Black Honey на сцене Hestia Theatre. Здесь можно было попрыгать под гаражные ритмы, и просто насладиться мощным вокалом вокалистки. Публика тепло встретила Оззи Би и компанию, которые по завершении концерта традиционно вышли к ограждениям, чтобы пообщаться с фанатами. Мы также воспользовались возможностью и заручились обещанием Оззи приехать с группой в Варшаву в следующем году.
Мы с нетерпением ожидали выступления Sleaford Mods, и их выступление не только оправдало наши ожидания, но и даже превзошло. Британский дуэт, представляющий жанр spoken word, действительно стал музыкальным феноменом за последние годы. Однако, что делает Sleaford Mods настолько уникальными?
Джейсон Уильямсон и Эндрю Фёрн выходят за пределы простого музыкального исполнения, создавая на сцене настоящий перформанс с двумя яркими участниками, каждый из которых играет свою уникальную роль. Фёрн, ответственный за переключение треков, тусит на фоне, создавая атмосферу непринужденности, а Уильямсон, полная противоположность товарища, карикатурно танцуя и жестикулируя, с пеной у рта зачитывает панк-манифесты .
Сатирические тексты можно назвать главной фишкой Sleaford Mods, хотя их энергетика настолько мощна, что слушателю даже не обязательно понимать каждое слово или вникать в трудности и тяготы британской жизни.
Inside Seaside завершился за полночь ярким концертом британцев Nothing but Thieves, собравших всех гостей фестиваля на главной сцене. По количеству фанатов в футболках с логотипом группы, было ясно, что многие пришли сюда именно ради них.
На наш взгляд, группа стала более интересной благодаря композициям из своего последнего альбома Dead Club City, в котором они внесли элементы синтезаторов, придав своему привычному роковому звучанию свежий оттенок. Не обошлось и без нетленных Amsterdam, Is Everybody Going Crazy и Sorry, которые музыканты и зрители исполнили хором. Конора Мейсона, вокалиста группы, растрогал такой теплый прием, и он выразил глубокую благодарность публике за ее поддержку.
Завершая, можно отметить успешный дебют фестиваля Inside Seaside в необычном формате для мероприятий этого рода, особенно учитывая его проведение в помещении в середине ноября. Мероприятие отличалось подборкой интересных и талантливых музыкантов, качественным звуков, оригинальными оформлением сцен и прилегающих помещений, и, что не мало важно, отсутствием долгих очередей. С нетерпением ждем встречи в Гданьске 9-10 ноября 2024 года!
Еще больше фотографий с первого дня и второго дня.