Fest Festival — фестиваль, на который вы обязательно вернетесь!
В позапрошлые выходные, 10-13 августа, в Силезском парке, неподалеку от шахтерского городка Хожув, отгремел в третий раз Fest Festival. В прошлом году, не богатом на музыкальные мероприятия, мы впервые побывали на этом фестивале и остались в восторге, несмотря на отмену нескольких зарубежных исполнителей. Почему молодой, но активно развивающийся фестиваль, оставляет после себя только позитивные воспоминания и желание вернуться — в нашем обзоре.
Оформление сцен фестиваля
На огромной территории парка сцены Fest’а расположены на приличном удалении друг от друга, позволяющем слушать выступления без пересечения звука. Основные площадки — открытые Main Stage и альтернативная, поменьше, — Silesia, закрытые — пати Arena (о, боги, какой здесь был невероятный свет для крупномасштабных рэйвов каждую ночь) и рэп/хип-хоп Tent, а также лампово-лесная Magic Forest.
Плюс четыре электронные ночные сцены, самая необычная из которых была расположена в амфитеатре с колоннами — Smolna. Если бы техно-вечеринки проходили в эпоху Древнего Рима, это место определенно стало бы достойным центром ночной жизни. Помимо него — сцена с hardstyle техно Possession, почти круглосуточная техно-сцена Eden плюс грибная — для ценителей псай-транса — Astral. И это не считая небольших танцполов от спонсоров и партнеров фестиваля. Звук? За исключением главной сцены, почти на всех остальных с этим проблем не было вообще — электроника чувствовалась тонко, а роковые басы не заглушали голос исполнителя.
Дорожки между локациями были подсвечены всевозможными видами гирлянд и украшены необычными инсталляциями (и даже дискоболлами). Так, тропинка от Мэйна к Силезии пролегала через логово гигантских пауков, окутанное паутиной и усеянное драгоценными кристаллами. На лужайке установили статуи насекомых и грибов, конструкции для рисования граффити, цветочные фоторамки и многие другие мелкие, но приятные глазу детали.
Между ночными сценами доводилось прокладывать путь сквозь длинный коридор флюоресцентного серпантина — все в нем переливалось и искрилось. Признаться, это стало тем еще испытанием для многих тусовщиков, чье зрение (и сознание) в столь поздний час уже обитали в ином измерении. Притаившаяся в лесу инди-сцена Magic Forest была оформлена в стиле затерянного в начале прошлого столетия музыкального салона. Она и стала нашим излюбленным местом по музыке и атмосферности!
Стоит отметить нововведения на Arena Stage, где проходили каждую ночь мощные рэйвы: в задней части танцпола была установлена трибуна, забраться на которую мог каждый желающий. Отсюда можно было в полной мере насладиться нереально зрелищными визуальными эффектами, задействованными во время концертов, а во время сетов Scooter и Charlotte de Witte конструкция ходила ходуном под ногами фестивальщиков.
Fest Festival понемногу расширяет фестивальные горизонты — теперь сюда можно ехать не только за музыкой, но и представлениями. В этом году состоялось открытие LGBTQ+ шатра Love Bazar, где выступали польские и зарубежные драг звезды, танцоры и тд. К сожалению, из-за огромной очереди мы не смогли попасть на шоу звезд «RuPaul’s Drag Race» Trinity The Tuck и Aja, зато побывали на шикарном перфомансе от польско-украинского дома Kiki House of Sarmata.
Неподалеку от кемпинга располагался базар с винтажной одеждой, винилами, скейтбордами и разными изделиями ручной работы, а также тенты для занятия йогой и различными мастер-классами. Желающие могли попробовать свои силы на вейкборде, хоть мы и не решились на подобный экстрим. Надеемся, что в следующем году организаторы добавят в копилку немузыкальных развлечений цирк и полноценные выступления уличных театров! А вот на улочках фестиваля можно было ходоков, выряженных в забавные костюмы, огненные шоу и не только.
Не только рэп, но музыка на любой вкус и цвет!
В Польше сейчас очень сильно любят рэп во всех его проявлениях. Настолько, что помимо специально отведённой рэп-сцены, музыканты нередко выступают и на других площадках, одиночными и групповыми концертами, как приглашенные гости, с симфоническим оркестром и даже с детским хором. Но, несмотря на это, организаторам удалось составить интересный лайн-ап с мировыми звездами и малоизвестными, но крутыми артистами. У нас всегда был выбор: выбраться на главную сцену или в Арену на зрелищное шоу и громкое имя или сбежать в уютную Magic Forest за очередным музыкальным открытием.
Главными открытиями этой площадки стали британцы Lazy Habits, исполняющие гремучую смесь хип-хопа, джаза, соула и электронной музыки, и датская певица и композиторка Дженни Россандер aka Lydmor, чья установка с музыкальным оборудованием напомнила космический корабль, а сама она — инопланетянку, случайно приземлившуюся в магическом лесу. Во время своего выступления девушка много разговаривала с публикой, делясь сокровенными переживаниями, пару раз выплывала со сцены, чтобы покружиться в танце со зрителями или присесть на диванчике, чтобы их обнять.
Инфраструктура и доступные цены
В сравнении с классическими европейскими фестивалями, где стоимость пива превышает 5 евро за бокал 0,33 л, цены Fest’a смотрятся довольно демократичными. Питьевую воду можно было бесплатно набрать в специально организованных точках, безалкогольный напиток стоил от 10 злотых, разливное пиво — 14 злотых, перекус около 30 злотых, что не особенно отличается от средних цен в городских заведениях Польши. По всей территории были разбросаны бары спонсоров, где можно было зарядиться энергетиками и алкогольными коктейлями на любой вкус. Для уменьшения количества используемого пластика, как и в прошлом году, в ходу были многоразовые (возвратные) бокалы с залоговой стоимостью 10 злотых, с тематикой каждой из сцен фестиваля. Весьма удобно привести подобный в качестве сувенира!
Еду и напитки можно было приобрести только безналичным путем, обычной банковской или специальной фестивальной картой, пополняемой за наличные средства. Причем точек с едой, на наш взгляд, было довольно много — бургеры, пицца, вкусные колбаски, пасты и не только, расположенных в разных локациях. Лишь у самого мэйна очереди выстраивались в несколько десятков человек, в то время как в фестивальной деревне заказать блюдо можно было без особых проблем. Пиво — основные виды здесь были Lech и Kozel, однако если хорошенько поискать — вкусный Pilsner Urquell тоже наливали. Очереди в туалеты были, но не вызывали желания бросить пить жидкости или сбегать в кусты даже во время топовых концертов. А вот чтобы помыться под горячей водой в кемпинге, нужно было встать рано-рано утром или вообще не ложиться, ведь диджеи на электронных сценах играли до 7-8 утра! Что ж, околомузыкальную часть обсудили, можно переходить и к концертам!
Яркие концерты Fest Festival 22
Woodkid
Это именно тот случай, когда ничего не ожидаешь от концерта, заходишь на пару песен и остаешься до конца, чтобы во все горло орать «One more song!». Woodkid начал выступление с одной из самых известных песен Iron. Вместе с ним на сцене находился мини-оркестр из 8 музыкантов, добавлявших колорита и без того эпичным произведениям музыканта. Под конец Woodkid попросил публику поаплодировать своим коллегам, представляя каждого по отдельности. Самые громкие овации достались перкуссионисту за танцы и прыжки вокруг установки. «Он всегда побеждает в этом соревновании!» — прокомментировал реакцию зала Woodkid. Также он поблагодарил свою техническую команду, создававшую и интегрировавшую с музыкой визуальное видео-шоу, транслируемое позади музыканта.
Финальной песней после небольшого перерыва стал супер-хит Run Boy Run, который Woodkid исполнил вместе со всеми зрителями. И даже когда музыка уже стихла, вся арена в едином порыве продолжила напевать мелодию, превратив музыканта в дирижера — с помощью движений рук он несколько минут «управлял» живым хором. Зрелище поистине завораживающее!
Stromae
Бельгийский музыкант, прославившийся своими зажигательными танцевальными хитами и неординарной манерой исполнения, стал вишенкой на торте Fest’a! Именно ему выпала честь закрыть Main Stage в последний день фестиваля. Огромная территория перед сценой была полностью заполнена людьми. И если на предыдущей исполнительнице, обожаемой поляками Sanah, народ старался обходить грязевые лужи, то к началу выступления Stromae выбирать, где стоять уже не приходилось. Выйдя на сцену бельгиец зашел с козырей, по-польски поприветствовав публику. А затем поинтересовался: «Как вы хотите, чтобы я говорил? На английском? На французском? А может на польском?!»
На Fils de joie с нового альбома Multitude была воссоздана картина из музыкального видео к песне: на сцене появилась стойка с микрофонами, Stromae пел/вещал, обращаясь к публике, как «гостям похорон почившей секс-работнице в выдуманной стране». По словам музыканта, этот трек он посвятил проституткам от лица сына, клиента, сутенера и полицейского. Идея песни пришла к нему во время просмотра французского ток-шоу, где крайне неуважительно обсуждали проституток и их детей.
Визуальный ряд, как и у Woodkid’a, всегда является неотъемлемой частью шоу Stromae. Здесь были задействованы огромные экраны, постоянно изменяющие свое положение над головами участников группы и представляющие удивительную 3d анимацию бельгийской студии — здесь и психоделическая проекция в L’enfer, отображающая внутреннее состояние музыканта в тяжелой депрессии, в которой он находился последние годы. Здесь и «заглядывание» в окошко обычных семей, проживающих в большом доме. В представлении одной из песен на сцену выбрался робот Boston Dinamics, который теперь путешествует вместе с музыкантом по всем концертам и даже показывает тверк.
«Как вы возможно знаете, 4 года назад я стал папой», — представил Stromae свой ранний хит Papaoutai, посвященный отцу музыканта, погибшего во время геноцида в Руанде в 1994 году. А чуть позже вся публика уже выплясывала под выдуманный к композиции Sante танец. При таком количестве людей (и грязи под ногами) приходилось импровизировать.
Stromae традиционно нарочито долго раздавал благодарности всей своей команде и жене, без которой не состоялось бы возвращения в мир музыки. А ярким завершением всего концерта оказалось даже не столько исполнение Alors On Dance, сколько произнесенные на польском слова «Dziękuę, Polska». Ну не чудо ли?
Rüfüs Du Sol
Австралийское трио уже более 10 лет известно всему миру своей живой электронной музыкой. На Fest музыканты приехали в рамках тура, посвященному их последнему альбому Surrender, в котором, по нашему мнению, лучшим синглом является On My Knees. Тягучий, набирающий в течение трека обороты прогрессив / дип хаус мотив погружает в мрачные закоулки сознания. Им не зря выделили слот хэдлайнера на главной сцене — именно такую электронику хочется слушать и танцевать под нее, а умение зажечь толпу у музыкантов в крови с момента основания команды. Все их альбомы заслуженно попадали в первую тройку хитпарада Австралии, но а мы наконец дождались хитмейкеров и в наших краях. Примечательно, что поддержать коллег пришел и сам Partiboi69 — австралийский диджей, чьи безумные стримы во время повсеместных локдаунов снискали славу у поклонников во всем мире. Патибой отрывался в толпе рядом с нашей редакцией, обнимался и фотографировался с фанатами, которые его узнавали и светился от удовольствия. То ли музыкального, то ли — как поется в его песне — кетаминового. Но кто ж этих музыкантов знает, что у них на уме (и в косметичке).
Продолжение нашего рассказа о музыке Fest’a — в следующей части!