Vangelis, композитор Blade Runner и Chariots of Fire, умер в возрасте 79 лет
Вангелис, греческий композитор и музыкант, чьи синтезаторные работы открыли новую эпоху саундтреков к фильмам, скончался в возрасте 79 лет в больнице во Франции, где проходил курс лечения.
Урожденный как Эвангелос Одиссеас Папатанасиу в 1943 году, Вангелис получил «Оскар» за саундтрек к фильму «Огненные колесницы» 1981 года. Его воодушевляющий фортепианный мотив стал всемирно известным и занял первое место в чартах США, как и весь альбом с саундтреком.
Будучи музыкальным самоучкой, Вангелис вырос в Афинах и в 1963 году сформировал свою первую группу под названием Forminx, играющую поп-музыку того времени: быстрый рок-н-ролл, стремительные баллады и кавер-версии Beatles, сам Вангелис исполнял органные партии.
Расставшись с группой в 1966 году, Вангелис стал наемным сценаристом и продюсером, работая на других музыкантов и сочиняя музыку для греческих фильмов. Два года спустя он отправился в Париж, чтобы продолжить свою карьеру, где вместе с греческими эмигрантами, включая Демиса Руссоса, сформировал прог-рок-квартет Aphrodite’s Child. Их сингл Rain and Tears стал хитом в Европе, возглавив французские, бельгийские и итальянские чарты и попав в топ-30 Великобритании.
После того, как они расстались – Вангелис считал мир коммерческой поп-музыки «очень скучным» – он вернулся к написанию музыки для кино и телевидения. Отклонив предложение заменить Рика Уэйкмана на клавишных в Yes, он переехал в Лондон и подписал сольный контракт с RCA Records: его пластинки Heaven and Hell (1975) и Albedo 0.39 (1976) попали в топ-40 Великобритании, а первая был использован для саундтрека к популярному телесериалу Карла Сагана «Космос». Связь с Yes была окончательно оборвана позже в том же десятилетии, когда он объединился с Джоном Андерсоном из группы для создания дуэта Jon and Vangelis, чей дебютный альбом вошел в пятерку лучших.
Вангелис продолжал работать над музыкой к фильмам на протяжении 1970-х годов, но только в 80-х он достиг своего коммерческого апогея. Chariots of Fire (Огненные колесницы) стали неотъемлемой частью темы-вне-времени Вангелиса, а музыка стала синонимом замедленного спортивного монтажа. «Моя музыка не пытается вызвать у публики такие эмоции, как радость, любовь или боль. Это просто соответствует образу, потому что я работаю в данный момент», — объяснил он позже.
Его саундтрек к «Бегущему по лезвию» в равной степени привлекает внимание тем, что напоминает зловещую будущую версию Лос-Анджелеса, где «репликанты» и люди неловко живут рядом друг с другом благодаря использованию длинных злобных синтезаторных нот; саксофоны и пышные эмбиентные пассажи усиливают романтические и пронзительные моменты фильма. «Этот фильм оказался очень пророческим — сейчас мы живем в мире, похожем на «Бегущего по лезвию», — сказал Вангелис в 2005 году.
Позже в том же десятилетии он написал музыку к политической драме «Пропавшие без вести», получившей «Золотую пальмовую ветвь» в Коста-Гаврасе, с Джеком Леммоном в главной роли; драма Мела Гибсона и Энтони Хопкинса «Баунти» и «Франческо» с Микки Рурком в главной роли. Он снова работал с режиссером «Бегущего по лезвию» Ридли Скоттом в фильме 1992 года «1492: Покорение рая» и в других местах в 90-е годы, озвучивая «Горькую луну» Романа Полански и документальные фильмы Жака Кусто.
Наряду с типичными оркестровыми, которые Вангелис использовал в предыдущих фильмах, к эпопее Оливера Стоуна «Александр» 2004 года композитор использовал греческие инструменты.
Последним саундтреком стал El Greco, греческий биографический фильм 2007 года о художнике эпохи Возрождения. Греческий артист, который переехал в Испанию и получил там свое прозвище, вызвал большое восхищение Вангелиса — в 1995 и 1998 годах композитор выпустил альбомы, вдохновленные и названные в честь Эль Греко.
Постоянно прославляемый своей вызывающей воспоминания темой к «Огненным колесницам», Вангелис также был уполномочен спортивными организациями озвучивать крупные события, включая Олимпийские игры 2000 года в Сиднее, чемпионат мира 2002 года в Японии и Южной Корее и Олимпийские игры 2004 года в Афинах.
Увлечение космосом нашло свое выражение в Rosetta 2016 года, посвященной одноименному космическому зонду, и НАСА назначило его произведение Mythodea 1993 года (которое, как он утверждал, написал за час) официальной музыкой миссии Mars Odyssey 2001 года. Его последний альбом Juno to Jupiter 2021 года был вдохновлен зондом НАСА «Юнона» и включал записи его запуска и работы самого зонда в космосе.
Статья подготовлена с использованием и переводом материала публикации The Guardian.