История современной андеграундной электронной музыки в Шеньчжэне
Источник That’s Shanghai, автор Sarah Forman
За последние несколько лет электронная музыка буквально захватила Китай со скоростью урагана. Благодаря крупнейшим электронным фестивалям, как например Ultra, поддерживаемым гигантами уровня SHFT и Budweiser, этот жанр получил широкое распространение по всей стране. Но один из городов Китая был вовлечен в этот процесс гораздо дольше остальных, развивая перспективную андеграундную сцену на протяжении почти 10 лет.
Начиная от драм-н-бейса и заканчивая экспериментальным дип-хаусом, Шеньчжэнь гостеприимно принимал электронных музыкантов мирового уровня и стал домом для группы диджеев, продвигающих собственную музыку. Репутация города еще более укрепилась после скандального упоминания Шеньчжэня в международной прессе, когда в феврале 2016 года Vice, The Guardian и China Daily подхватили новость о полицейской облаве на рейв в туннеле к IKEA в районе Наншань, в результате которой был задержан 491 человек, у 118 из которых тест на наркотики оказался положительным.
Псай-транс, дип-хаус, техно pop-up рейвы были частью ежемесячной программы, организованной ныне несуществующей The Real Deal. Начиная с 2012 года, эта команда проводила рейвы по всему городу в самых разнообразных местах — от городских парков до пляжей, в центральных районах и на окраинах. С качественными динамиками, передвижными генераторами, осветительными приборами и диджейскими установками, они все делали самостоятельно, порой привлекая самих музыкантов рисовать граффити на стенах помещения, в котором проводилась вечеринка.
В полностью функционирующем клубе «на одну ночь» были и киоски с шаурмой, и дешевые бары с выпивкой наготове. Слухи о рейвах начали молниеносно распространяться по сарафанному радио, число посетителей росло, пока однажды не достигло 1000 человек на каждой вечеринке.
«Я начал встречать людей со всей провинции Гуандун, которые приезжали в Шеньчжэнь ради этих вечеринок. Каждый, кто выступал вживую, побывал здесь, мы поддерживали друг друга, независимо от стиля, который играли», — говорит нам шеньчжэньский MC, DJ и ведущий Эдриан Блэк. Подпольная электронная сцена DIY была в равной степени открыта как для иностранцев, так и для местных жителей. Подпольная электронная сцена DIY была в равной степени открыта как для иностранных, так и для китайских диджеев. В то время как вечеринки The Real Deal стали излюбленным «туристическим направлением» для жителей со всей провинции, непосредственно в Шеньчжэньском сообществе они играли еще более важную роль.
«Это была очень тесная тусовка», — соглашается Эстебан Белтран, также известный как DJ Tayta. «Пять лет назад наших здесь было немного, и интересные мероприятия проводились довольно редко, поэтому мы тусовались на каждой вечеринке». Диджеи из Шэньчжэня, Nimbus и Baitu, присутствовали в каждом лайн-апе и часто привозили громкие имена, как например гонконгский диджей Фрэнки Лэм.
Время от времени, из-за жалоб на шум, приезжала полиция и разгоняла рейвы. Но все стало серьезно в 2016 году, на праздновании четвертой годовщины The Real Deal. Около 3:30 утра полицейские с защитными щитами окружили рейверов, затем приказали им сесть, замолчать и выключить телефоны.
Задержанные были доставлены в полицейские участки прилегающих районов, где в принудительном порядке прошли тест на наркотики. В отличие от недавних событий (прим. — серия полицейских рейдов по ночным клубам и барам, популярным среди экспатов, с последующей депортацией иностранных задержанных, чей тест на наркотики был положителен), ни один из участников происшествия не был депортирован, но задержание более 400 человек получило международный резонанс и стало началом конца ежемесячным рейвам от The Real Deal.
Несмотря на то, что The Real Deal была распущена, а туннель к IKEA в Наньшане больше не забит пустыми бутылками, это происшествие ни стало ни началом, ни концом «электронной» истории Шеньчжэня. Еще с 2008 года, Джесси Уорен, основатель собственного звукозаписывающего лейбла Mettasonic, продвигает драм-н-бэйс музыку в Шеньчжэне. В составе команды Muzikbox Уоррен устраивал мероприятия как до, так и после взлета и падения The Real Deal.
В ранние дни pop-up рейвов у основателей клуба Oil и закадычных друзей Янг Янг Сонг и Ху Ян Сун появилась идея открыть своё собственное андеграундное пространство, и успехи The Real Deal подтолкнули их к реальным действиям. «В тот момент мы уже во всю думали о привозе артистов в Шеньчжэнь», — рассказывает Сонг. «Я подсела на эту музыку, слушая ее в машине Суна, а на энергетику — от The Real Deal. Людям там нравилось. Все общались по-настоящему, и атмосфера была просто прекрасная».
Что же сделало Шэньчжэнь идеальным домом для этих массовых вечеринок, напоминающих о расцвете лондонского рейв-движения? Несмотря на то, что в наши дни электронная музыка является частью поп-культуры Китая, такие неординарные, экспериментальные образы и звуки по-настоящему пользуются популярностью только в заведениях, подобных шанхайскому ALL или пекинскому Dada. Прославившиеся своими зарубежными привозами, эти клубы стали также местами, где можно было услышать китайских музыкантов, прокладывающих свой музыкальный путь здесь, как например, 33EMYBW, SHAO или Zen Lu, и тех, кто отправился на юг в надежде охватить бОльшую аудиторию.
«В Шеньчжэне клабберы не такие, как в Шанхае или Пекине», — рассказывает Сонг. Она – представитель первого поколения Шеньчжэньцев (так называемые Shenzhen Ren), как и другие, говорила об уникальности города и о возможностях, которые с ней связаны. «Многие из них слышат такую музыку впервые и когда выходят на танцпол, видят, что все вокруг танцуют и ведут себя, как сумасшедшие, они словно получают разрешение делать то же самое».
«Как правило, люди здесь более открытые, потому что этот город открыт для каждого», — соглашается Белтран. — Они более гостеприимные, потому что здесь нет сильного, прочного сообщества со сложившейся историей».
Образованный крупнейшей волной внутренней миграции, Шеньчжэнь — уникальный город, который все еще кует свою историю, с пером в руках, с помощью тех, кто решил здесь поселиться. «Все здесь иностранцы. Это город кочевников, живая, дышащая возможность», — поясняет Блэк. Сюда тянутся люди, которые готовы с нуля строить нечто большее, чем экономический и технологический инкубатор. «Мы совершенно не думали, есть ли спрос на это или нет, мы делали это, потому что хотели. Мы хотели делать крутые вечеринки и привлекать на них музыкантов, люди это приняли и полюбили», — говорит Сонг.
Многие из главных диджеев города начали свою карьеру после переезда в Шеньчжэнь, как например Дэниэл Пауэр, который сейчас гастролирует за пределами Китая и руководит своим собственным драм-н-бейс лейблом Unchained. «Одна из главных причин появления The Real Deal, — рассказывает Блэк, — «в том, что один из основателей, Nimbus, был инженером-электриком. Он собрал звуковые усилители. У него был доступ к нужной информации и ее проводникам в массы, и он своего добился. Хотя это, безусловно, сейчас стало более коммерческим занятием, качество мероприятий становится все лучше и лучше. Шэньчжэнь растет, и люди растут вместе с ним».
И он не ошибается, говоря о качестве. В клубе Oil установлена одна из лучших акустических систем в Китае, созданная по образцу лондонских подпольных клубов, его чисто индустриальная атмосфера сводит элементы коммерции к минимуму. На первую годовщину клуба пришло более 800 человек!
«До нас уже было немало людей, которые занимались развитием клубной музыки, здесь и в других городах», — поясняет Сун. «Газ (Уильямс) из Шанхая дал нам кучу отличных советов, когда мы только открывали Oil. Ким Лотон помог с дизайном. Люди постоянно думают, что Шеньчжэнь, с его короткой историей, — это культурная пустыня, где все вертится вокруг технологий и бизнеса. Но мы-то знаем, что под песками пустыни есть нефть, поэтому мы выбрали наше название (прим. Oil — дословно переводится как «нефть»), поэтому мы выбрали Шэньчжэнь».