«За трудными временами следует взрыв искусства»: интервью с Michal Kaščák, основателем фестиваля Pohoda
Онлайн-ресурс Pollstar побеседовал с Михалом Кащаком, основателем и директором словацкого фестиваля Pohoda, который известен в Европе своим дружелюбным подходом к посетителям, его усилиями по созданию и поддержанию высокой планки, эклектичным составом и разнообразными параллельными мероприятиями, включающими дебаты и воркшопы на актуальные темы. Lost At Venue публикует перевод интервью.
Pollstar: Какова была реакция фэнов с тех пор, как вы объявили о переносе Pohoda 2020 на следующий год?
М.К.: Мы объявили об отсрочке [мероприятия — прим.ред.] 15 апреля, и до сегодняшнего дня получили около 700 запросов на возврат билетов, включая парковочные билеты, дополнительные билеты на размещение и т.д. Это примерно 5% от общей суммы, потому что до 15 апреля мы продали около 15 000 билетов на Pohoda 2020.
Около 100 человек уже купили новые билеты на 2021 год, звучит, конечно, скромно, но каждый день кто-то приобретает новые билеты. Некоторые люди сообщили нам, что хотят сохранить свои билеты, а также купить новые. У нас ограниченная вместимость, поэтому нужно создать систему, которая будет учитывать тех, кто подтверждает свои билеты этого года на следующий, а также тех, кто захочет пожертвовать нынешний билет и купить новый на 2021-й.
за трудными временами всегда происходил взрыв искусства
Я думаю, пока еще трудно пытаться спланировать ивент следующего года?
Я настроен оптимистично. Если мы взглянем на историю, за трудными временами всегда происходил взрыв искусства. Люди начали встречаться, выходить на улицу, танцевать и творить больше, и я оптимистичен в том, что Pohoda 2021 будет такой, какой она была раньше. Во всяком случае, я думаю, что люди будут еще более рады увидеть, обнять друг друга и провести время вместе.
Какова максимальная вместимость фестиваля Pohoda?
30 000 человек, и мы сохранили эту цифру с 2010 года, потому что я думаю, что сейчас все слишком одержимы цифрами. Мы не хотели конкурировать с собой, я не верю в бесконечный рост. Мы хотели, чтобы фестиваль был красивым, уютным и доступным. Установление ограничения на максимальную вместимость было одним из лучших решений, которые мы приняли.
С моей точки зрения, многие фестивали переполнены, что вызывает много проблем. Другие не уделяют достаточного внимания личному пространству, оборудованию, станциям технического обслуживания, туалетам и т.д.
Мы не разрешаем нашим поставщикам и спонсорам ставить музыку на своих стендах, чтобы избежать звукового загрязнения между сценами
Как вы создали сообщество фэнов, которые были бы так заинтересованы в поддержке их мероприятия?
Я рад, что вы использовали слово «сообщество», потому что это самое важное слово, и это то, чем является Pohoda. Мы хотим, чтобы люди чувствовали, что их пригласили в дом, это философия Pohoda. Хорошая еда, отличный звук, много чистых туалетов, правдивое общение, отношение к посетителям как к друзьям. Мы не разрешаем нашим поставщикам и спонсорам ставить музыку на своих стендах, чтобы избежать звукового загрязнения между сценами. И так, когда вы находитесь на концерте LiAnne La Havas, вы действительно будете слушать LiAnne La Havas, а не какую-нибудь рок-группу с другой сцены.
Я также думаю, что для фестиваля важно иметь какой-то посыл. Мы не просто фестиваль с артистами на чеке, а трехдневное мероприятие-развлечение. Если вы хотите, вы можете посетить много интересных точек, включающих сектор НГО (негосударственных объединений- прим.ред.), дебаты и воркшопы. Нам также нравится отражать нашу философию в лайнапе. Так, в 2019-м году Zohra, первый женский оркестр из Афганистана, выступила у нас на главной сцене.
Собираетесь ли вы сохранить состав 2020 года на 2021?
Мы пригласили всех артистов обратно, да. Когда я обсуждаю это с другими промоутерами, я удивляюсь, что они просто сосредоточены на хедлайнерах, отбирая более мелких артистов. С моей точки зрения, если вы подтвердили наличие небольшой группы, если что-то подобное существует, я думаю, что для них было бы здорово сыграть на фестивале с The Libertines, FKA Twigs или Stormzy. Я не могу себе представить, что скажу им: «Извините, фестиваль {для вас} не состоится, непруха».
Таким образом, мы работаем с ними абсолютно так же, как и с громкими именами. Я отправляю одно и то же письмо всем артистам и всем агентам, и в этом письме говорилось, что я могу гарантировать один и тот же слот [в лайнапе] в тот же самый день за ту же плату. Те же условия, тот же райдер — все, как это было согласовано на 2020 год. К сегодняшнему дню мы подтвердили 35 из 50 артистов. Среди «негромких» участников можно увидеть радость, почувствовать их восхищение от возможности быть частью фестиваля. А для промоутера очень приятно получать такого рода отзывы.
Вы также устраиваете выступления и дебаты на Pohoda. Планируете ли вы рассмотреть реакцию на кризис Covid-19?
Да, вместо обычного фестиваля, мы собираемся провести онлайн-ивент, но сделать его совершенно иначе, нежели классические стриминговые шоу или фестивали. Мы хотим сыграть с пустотой аэропорта [место проведения фестиваля Pohoda — аэропорт Trenčín, прим.ред.], как бывает пусто место без людей и конструкций, чтобы показать, насколько важна роль присутствия людей.
В настоящее время мы создаем дебаты, которые станут важной частью этого онлайн-фестиваля, и они, конечно, будут вращаться вокруг всего, что в настоящее время происходит в мире. Дискуссии, посвященные правам человека, экологическим проблемам и т. д., всегда были сильной частью Pohoda.
Это был кошмар, кошмар для всего общества, и особенно — для искусства.
Считаете ли вы, что тот факт, что Восточная Европа имеет самый свежий опыт тоталитарных режимов, заставляет людей лучше понимать важность культуры?
Есть много замечательных фестивалей с сильным духом в Западной Европе, таких как Fusion, например, или Bestival. Я посетил Гластонбери в 2001 году, и я помню его как очень сильное событие, посвященное правам человека и духовности. Есть много фестивалей в Восточной Европе, которые начинались как акции протеста, но поколения меняются. Например, я вижу, что ностальгия очень сильна в некоторых посткоммунистических странах, крайне правый экстремизм на подъеме. Иногда я разочаровываюсь, что урок, который мы усвоили, был недостаточным, или, быть может, люди быстро забывают, как это было раньше. Это был кошмар, кошмар для всего общества, и особенно — для искусства.
Я наблюдал парадокс в бывшей Чехословакии, где некоторые музыкальные журналисты до сих пор называют коммунистический период золотым веком музыки, потому что самые популярные группы продавали около полумиллиона копий, а сейчас — всего 5000. Но это потому, что во всех магазинах нашей страны была запрещена вся западная музыка. Я не знаю, можете ли вы представить, что в 1989 году было невозможно купить [записи] групп с Запада, за исключением, быть может, нескольких лучших, но также с Африки и Азии. Музыканты попадали в тюрьму или были вынуждены эмигрировать, однако и по сей день вы можете услышать речи некоторых людей о том, что это было хорошо, что у нас была своя собственная культура, и мы могли сосредоточиться на наших собственных музыкантах.
Вы строите особые планы на Pohoda 2021, или тот факт, что живые мероприятия вернутся, уже и так достаточно хорош?
Мы верим в нашу аудиторию, я уверен, что восхищение будет поистине фантастическим. Но, очевидно, мы собираемся отразить то, как мир продолжает жить [в это время]. У нас очень сильная секция визуального искусства, она всегда связана с тем, что происходит вокруг нас, как и наша секция дебатов и воркшопов.
В период с настоящего момента до июля 2021 года мы будем продолжать делать то, что мы обычно делаем: например, фестиваль для бездомных каждую зиму, который проходит в их общежитии в Братиславе; мы проводим фестиваль 17 ноября, чтобы отпраздновать победу над коммунизмом, и мы хотели бы продолжить это. Мы собираемся провести онлайн-мероприятие [Pohoda on Air] в июле, которое, я надеюсь, также сохранит свою ценность через пять-десять лет, а не будет просто событием, которое лишь свяжут с ситуацией Covid.
«Это был интересный урок, чтобы увидеть, как быстро было вновь создано полицейское государство.»
Как этот текущий кризис отразился в Вашем сознании?
Я был удивлен, насколько легко мы были готовы предоставить свободу людям, которых мы не знали или не избирали, группам экспертов и т.д. Это был интересный урок, чтобы увидеть, как быстро было вновь создано полицейское государство. Я знаю, что это было основано на мировой ситуации, но я все еще был удивлен, насколько легко это произошло.
Pohoda — это живая культура. Я сильно страдал, когда не мог ходить в клубы и пабы, чтобы встречаться с людьми и обнимать людей. Я надеюсь, что люди понимают, что мы нуждаемся друг в друге намного больше, чем мы думали, как только мы выберемся из этого. Вот почему я оптимистичен в том, что культурные мероприятия и креативность будут еще сильнее, чем раньше. Некоторые люди боятся, что эти ограничения социального дистанцирования сохранятся, но очень надеюсь, что до этого не дойдет, что мы снова сможем праздновать вместе. И нам также нужно начать разговор о том, как легко политики забирают наши права.
Фестиваль Pohoda проводится с 1997 года и является крупнейшим музыкальным событием в Словакии. Его даты обычно выпадают на первую половину июля, и, начиная с 2009 он проходит в течение трех дней. На нем выступило огромное количество звезд: Björk, Manu Chao, Die Antwoord, The Prodigy, Sigur Rós, Moby, Portishead, The Hives, Wu Tang Clan и многие другие. Среди имен музыкантов, уже подтвердивших свое участие в Pohoda 2021- FKA Twigs, The Libertines, Wolf Alice, Metronomy, Archive, Black Midi, Shame, Kokoroko.
Билеты на фестиваль Pohoda 2021 стоят 109 евро и доступны на официальном сайте фестиваля.