Orange Warsaw 2016: репортаж с большого польского фестиваля

Orange Warsaw 2016: старт фестивального лета Польше

14/06/2016 Репортажи

В Варшаве состоялся уже ставший традиционным для ценителей хорошей музыки фестиваль Orange Warsaw Festival. В этом году он прошел в первый уик-энд лета — 3 и 4 июня – на территории ипподрома Tor Służewiec и собрал, по сведениям организаторов, около 50 тысяч человек. Среди имен, прозвучавших на двух сценах фестиваля, — Lana Del Rey, Skrillex, Die Antwoord, Editors, Skunk Anansie, Tom Odell, MØ, Daughter, Schoolboy Q, Blossoms. Наша редакция посетила это масштабное событие и готова поделиться своими впечатлениями и наблюдениями.

Билеты

Новость о солд-ауте первого фестивального дня появилась на официальном сайте утром в этот же день. В рамках опроса польских девушек в очереди на вход большинство опрошенных с легкостью указали хедлайнеров, послуживших причиной этому — Lana Del Rey и Die Antwoord.

Тем не менее, в течение дня почти все желающие могли купить билеты с рук – как через интернет, так и непосредственно у входа на фестиваль. Ценник приятно отличался от официального — около 60$ за два дня вместо изначальных 100$.

Как добраться и уехать

В связи с тем, что OWF – городской фестиваль, организаторы постарались максимально упростить схему проезда прямо ко входу. Днем — огромное количество трамваев и автобусов (с измененным для пущего удобства маршрутом), вечером и ночью – специальные автобусы, которые отвозят людей каждые 10-15 минут до ближайшей станции метро — и это при том, что в выходные метрополитен работает до трех ночи. И, конечно, есть еще ночные автобусы через всю Варшаву. Весьма удобно!

Территория

Территория фестиваля показалась относительно небольшой — особенно по сравнению с прошлым годом. Учитывая солд-аут в первый день, это привело к неимоверным толпам людей в абсолютно любой точке на фестивальной карте, будь то пункт с едой или развлечениями.

Вся территория феста была разбита на небольшие зоны. В первой, к примеру, можно было поваляться на гамаках на песочке, специально привезенном с берегов варшавской реки Вислы; отдохнуть в чилл-зоне на удобных подушках и креслах или поучаствовать в минимальном наборе игровых развлечений, а также встретиться с некоторыми из выступающих артистов. Весьма приятный вариант meet-and-greet. Здесь же находился вход на сцену Warsaw Stage, представленную, в основном, польскими группами.

Во второй локации (увы, охрана запрещала переносить пиво с первой части территории) помимо главной сцены Orange Stage располагались магазинчики с мерчем фестиваля, групп и просто интересных дизайнеров. Например, майка Die Antwoord стоила 25$, официальная футболка с лайн-апом – 16$.

В такой вот «бородатой» майке, к примеру, красовался один из участников Skunk Anansie.

Весьма полезным оказался огромный ангар, где под звуки техно и хауса в исполнении местных диджеев можно было практически без очереди купить еду или вино. Также порадовал расположенный рядом небольшой сад — в нем публика просто валялась на траве в тени деревьев и отдыхала от музыки, звуки которой сюда почти не доносились.

Еда и напитки

Бургеры (обычные и веганские), блинчики, картофель в разных вариациях, тофу с рисом или макарошки с курицей а-ля вок, жаренные бутерброды с разного вкуса селедкой (!), бурритос, рамен, пицца да и еще какие-то сладости. Не хватало только стейков и бигусов, которые в 2015-м были просто объедением! В наборе напитков мы были удивлены отсутствию продукции Coca Cola. Зато вдоволь можно было выпить ледяного чая 3-4 видов, безвкусного и специально разбавленного (с 6% до 3,5%) для фестиваля пива Tyskie за 2$ бокал 0,4 л, бокальчик сухого белого или красного вина за 3$ (150 мл), национального напитка Zubrovka с сидром за 3$ или взбодриться Red Bull’ом за 1$. Простым и гениальным можно назвать решение разливать напитки «с колес»: молодые люди с переносными кегами и бокалами ходили по территории и угощали пивом и энергетиками. За деньги, разумеется. Благодаря этому была возможность купить напитки, не отходя от сцены. Не ты ищешь пиво, а оно тебя.

Оплата

За все перечисленное можно было заплатить двумя способами: специальными фестивальными купонами из бумаги по цене 1 купон=4 злотых (1$) или же, не заморачиваясь, карточкой Visa/Mastercard. Даже у упомянутых выше парней с кегами! Просто и суперудобно!

Халява

Халявы, признаться честно, замечено практически не было. Да, как и в прошлом году можно было насобирать пакет пластиковых пивных стаканов и обменять их на небольшой сувенир. Или принести старый ненужный телефон в обмен на участие в розыгрыше iPhone 6. Кроме того, при трех покупках картой MasterCard организаторы предлагали фестивальный бонус. Разумеется, времени проверить самим все это за два дня так и не нашлось.

Люди

Посетители феста были самые разные — хорошие, красивые, к вечеру подпитые, спящие, в очередях и … пандаобразные. Запрет на пронос селфи-палок и профессиональных фотоаппаратов привел к тому, что все снимали с телефонов и в целом старались не мешать проходящим концертам.

Организация

В целом — понравилась. Установлены площадки для инвалидов возле каждой сцены, равно как и отдельные туалеты для них. Возле туалетов обычных (коих было предостаточно) – обязательный атрибут в виде умывальников с мылом.

Был организован уголок для отдыха с детьми.

Точек с едой – достаточно, чтобы не остаться голодным в очередях. Еще один плюс — наличие точек с бесплатным wi-fi и проводов с зарядкой для разных телефонов, банкоматов и небольшие ручные камеры хранения.

Музыка

В первый фестивальный день выступали Skunk Anansie, Blossoms, Lana Del Rey, Die Antwoord.
Темнокожая вокалистка с белоснежной улыбкой, Скин из Skunk Anansie на одном из своих выступлений на фестивале Sziget нырнула в толпу без головного убора, а пока ее возвращали на руках к сцене, кто-то с любовью надел ей на голову рэперскую кепку. На сцену OWF 2016 Скин вышла в шипастой кепочке. Но к середине концерта, когда вокалистка выбралась в первые ряды, вернее, прыгнула на головы фанатов, трюк со шляпой можно было повторить по старой схеме. «Clit-rock» группа (как Скин ее сама описывает) выдала стабильно хороший концерт с презентацией последнего альбома «Anarchytecture» c крутой «Love Someone Else», объятиями и заигрываниями с видеооператорами и бессмертной темой «Because of You».

За минуту до выступления Lana Del Rey проскочила мысль о том, что она может не оправдать ожидания всех тех людей, кто помог обеспечить солд-аут на первый день фестиваля. Но как только она появилась на сцене, на душе отлегло. Красивое белоснежное платье, чуть не доходящее до колен, милый венок на голове, грациозные плывущие движения и проникновенный нежный вокал создавали образ нимфы из 60-х годов прошлого века.

«Hollywood sadcore», как назвал кто-то ее стиль, и вправду навевал грусть, проникающую в самое сердце. Лана не стеснялась подходить и обниматься со своими украшенными цветочными венками поклонниками (отправляя их прямиком в рай). Девушки организовали небольшой флешмоб с красными шариками в виде сердечек с названиями песен «Dark Paradise» и «Born to Die», что оказалось приятным дополнением выступления.

Чуть позже на Warsaw Stage выступили англичане Blossoms, которых BBC Radio 1 включило в список перспективных групп 2016-го года. Выступление, к сожалению, оказалось весьма слабым. То ли слишком сильное впечатление было от Ланы, то ли слишком простоватым оказался их инди-саунд. Надеюсь, мы еще о них услышим.

Завершали первый день южноафриканцы Die Antwoord. Таким должен быть идеальный рейв – от хип-хопа до drum’n’bass и хэппи хардкора. Описать это безумие крайне сложно. Это энергия, адреналин, экстази — что угодно, что расширяет тебя и изменяет на все время выступления. Музыка вибрирует, ноги прыгают, горло орет во всю силу «Baby’s on fire», а глаза неотрывно следят за Иоланди и Ниндзя. Каждые пару песен они меняли костюмы, а порой и вовсе оставались в нижнем белье или показывали публике пятую точку.

Сцену фестиваля построили таким образом, чтобы Иоланди и Ниндзя могли легко взбираться на самый верх, словно на пирамиду, и танцевать вместе с диджеем Hi-Tek.

«Jump, motherfucker, jump! Jump, motherfucker, jump!» Призыву нельзя не подчиниться – за нас уже все сделала толпа вокруг, подхватив за собой вверх. Как думаете, прыгнул ли в толпу Ниндзя? Ответ, разумеется, очевидный. И как сказали после концерта: не танцевать может только один человек — мертвый. Не будем спорить.

Открывавший второй день на главной сцене фестиваля очаровательный Tom Odell начал свое выступление одновременно с дождем. Спустя несколько композиций, небольшой дождь превратился в ливень, и Том, извиняясь за привезенную с собой английскую погоду, тепло поблагодарил всех, кто пришел его послушать и не испугался погодных условий. Организаторы при этом старались оперативно устранять последствия дождя, заливающего сцену и фортепиано Тома.  Как говорится, когда выходит Tom Odell, вероятность влажности публики – 100%.

Концерт получился душевный, хоть и совсем коротким, но с любимыми хитами «Can’t Pretend», «Another Love», «I Know». В конце выступления Оделл подхватил из толпы польский флаг и, размахивая им на сцене, «сумел» остановить дождь.

Обладатель шикарных вокальных данных, Том виртуозно играя на фортепиано, почти каждую песню начинал с соло и завершал танцами под аккомпанемент и коллективный «хор». Чего стоила одна лишь «Concrete» из последнего альбома!

Карен Мари Эрстед, более известная как , выступала вслед за англичанином. Задора и энергии у этой 27-летней девушки с косичкой хватило на всю аудиторию фестиваля. Она то безумно танцевала, то лежала на сцене, подпевая регги, то выбиралась в толпу, чтобы пообниматься, сделать селфи с публикой или же просто прыгнуть на руки поклонников. Песня «Kamikaze», клип на которую снимали в Киеве в районе Троещины, очень круто прозвучала вживую, как, впрочем, и все остальные треки.

И все же небольшие сомнения закрались в голову насчет того, насколько самостоятельно Карен Мари поет живьем – слишком уж ровный голос у нее был после всех акробатических трюков. Но оставим это на ее совести — она и так хороша.

Англичане Editors  во главе с Томом Смитом приятно удивили и изменили представление, полученное три года назад на венгерском Sziget — на смену размеренного пост-панка в стиле Interpol пришла более драйвовая роковая альтернатива. Нам показалось, что как и в случае с Kasabian, выступления Editors с каждым годом становятся все более мощными.

Том Смит довольно быстро скинул свою темную кожаную куртку, оставшись в белой рубашке, джинсах, потертых башмаках и с милой улыбкой и танцами в духе Йена Кертиса отыграл весьма внушительный сет-лист из 17 треков из всех пяти студийных альбомов группы.

Конечно же, среди исполненных треков была и одна из визитных карточек группы — «Munich» из первого альбома, и 8-минутная версия «Papillon», за время которой Том успел сменить синтезатор на гитару, и мощная тема из последнего альбома — «Marching Orders», мотив которого толпа еще долго напевала — «Tryin’ to get more. Tryin’ to get more». Атмосфера концерта напомнила клип Editors «Sugar»: тянет, плющит, крошит и сбивает с ног. И, как напевал Смит в одной из песен, после концерта остается лишь «Desire» — желание вновь попасть на их выступление.

Американец Schoolboy Q, последний альбом которого «Oxymoron», записанный при участии Кендрика Ламара и получивший немало лестных отзывов в рэп-музыке, вживую оказался жалкой пародией на самого себя. Читка невнятная, исполнитель (а может, его диджей) постоянно сбивался. Диалоги с публикой велись на уровне «Do you speak English? – Yeah! – Then say «Suck my dick!» Несмотря на то, что на выступление Schoolboy Q собралось очень много людей, выдержать больше половины нам не удалось. Откровенная халтура. Понравились только хиты «Hell of a night» и «Collard Greens». Прошлогодний концерт Big Sean, выступающего в подобном жанре, был куда более любопытным.

Закрывал главную сцену Skrillex. Эпично, феерично, помпезно, с фейерверками, дымом и конфетти, внушительное лазерное шоу, огромная сцена с безумными инсталляциями, на которую Skrillex постоянно запрыгивал, чтобы потанцевать в унисон с многотысячной толпой. Невзирая на то, что время дабстепа прошло, кажется, уже как лет пять назад, Skrillex отлично слушается, смотрится и танцуется одновременно. Два часа постоянного бростеп-мэшапа из сотен композиций (включая Kamikaze от MØ) и, что самое главное, без ухода в так полюбившийся многим диджеям современности однообразный EDM.

Атмосфера закрытия праздника удалась!

Вот только сам фестиваль завершился чуть позже выступлением хедлайнера-не-для-всех. На Warsaw Stage для любителей нежного и прекрасного пела английская команда Daughter.

Если первая половина концерта была в духе The XX — меланхоличная и умиротворяющая, словно в осеннюю погоду с чашечкой кофе смотришь на ненастье и грустишь о чем-то своем, то во второй части Daughter словно переродились. Сильнейший пост-рок, словно участвующий в соревнованиях на лучшее инструментальное завершение эмбиент композиции, набирающий ускорение и готовый в конце взорваться вместе с сердцем от удовольствия.

Когда люди подпевали слова «We are the reckless, we are the wild youth» из песни «Youth», мурашки на коже подпевали вместе с ними. Однозначно самое яркое открытие фестиваля!

Среди польских имен, которые удалось услышать на Warsaw stage за два дня, понравилась Julia Marcell – отличный инди-рок.

XXANAXX – танцевальный инди-поп:

Ten Typ Mes – интересная смесь хип-хопа и фанка.

Поляки тепло поддерживают свои любимые команды и вместе с ними поют песни.

В целом, фестиваль удался на «отлично». Остается лишь надеяться, что в следующем году польская столица вновь примет музыкальных звезд со всего мира. А вместе с ними и нас.

P.S. Данный репортаж был опубликован первоначально на странице наших друзей и фестивальных коллег Partyanimal, которая, по стечению обстоятельств, не выдержала натиска поклонников. Следить за Partyanimal можно в фейсбуке и инстаграмe, а наша редакция восстанавливает крутой материал здесь, на Lost At Venue.

Освещение фестиваля и подготовка репортажа — Надежда Прокопьева, фотографии — Mikalai Valadkevich.