Rock en Seine 2024: культурно-музыкальная олимпиада в Париже

Rock en Seine 2024: культурно-музыкальная олимпиада в Париже

08/09/2024 Репортажи

Rock en Seine 2024 увеличился на целый день и растянулся на целых пять музыкальных вечеров в компании с лучшими из лучших — талантливыми и востребованными музыкантами с разных стран мира. В нулевой день главная сцена была отдана под выступление несравненной Ланы Дель Рей и предшествующих ей французских и зарубежных артисток. Мы же присоединились к этому празднику только в четверг, на первый официальный день фестиваля, но успели вдоволь насладиться музыкальными впечатлениями.

В этом году фестиваль Rock en Seine проходил как раз между двумя Олимпийскими играми, которые принимал Париж — обычными и Паралимпийскими. Несмотря на то, что город за эти две недели перерыва смог вздохнуть с облегчением, а цены на отели временно упали с небес на землю, грандиозные спортивные события всё же повлияли на сам фестиваль. Rock en Seine 2024 получил статус Культурной Олимпиады и провёл серию мероприятий, связанных с Паралимпийскими играми. Любой желающий мог попробовать себя в роли спортсмена с ограниченными возможностями в разных дисциплинах — баскетбол, стрельба из ружья, скалолазание и другие. В воскресенье, в последний день фестиваля, перед концертом LCD Soundsystem, паралимпийский огонь пронесли прямо через главную сцену. Кроме того, в пространстве между сценами была организована фотовыставка, демонстрирующая связь между музыкантами и атлетами.

Несмотря на то, что бОльшую часть времени мы уделяли отлично подобранной организаторами музыкальной составляющей, на фестивале всегда можно было найти занятие и помимо концертов. Среди прочего — порыться в интересных винилах и стильных фестивальных одежках, зависнуть на винной территории, потанцевать в музыкальной будке от стрим сервиса Deezer, скатиться с горки в локации производителя виски, набить временную рок-тату или поиграть на барабанах возле площадки Firestone, получить доступ к спешл локации с крафтовым пивом, где можно напечатать свой узор на пивной пене, выработать порцию возобновляемой электроэнергии, поучаствовать в розыгрыше путешествий по Франции.

К слову, в этом году официальным пивом фестиваля стал местный крафт от компании Gallia. Судя по истории, пивной бренд был основан аж в 1890 году и, несмотря на почти 50-тилетнюю паузу в производстве, возродился с новыми силами в середине 2000-х. Мы перепробовали все сорта, коих насчитали около 7, под все виды музыки, и сошлись на мнении – IPA и NEIPA отлично сочетаются с рок-музыкой (Kasabian, The Hives, Ghinzu, Frank carter & the Rattlesnakes, The Scratch). На фестивале для удобства даже организовали экспресс-разлив, где у пивной стенки можно было самому наполнить бокал из крана.

Подавляющее большинство посетителей фестиваля – французы. Это можно было заметить не только по речи, но и по стильным шарфам, макияжу с глиттером и, конечно же, умению наслаждаться городским фестивалем на стиле. Каждый раз не перестаем удивляться, видя в первых рядах перед сценой танцующие поколения всех возрастов. Кто еще так красиво может лежать на траве и мечтательно курить сигарету, глядя на небо и слушая молодых французских талантов? Хотя в дни концертов Maneskin и Lana Del Rey не пропадало ощущение, что фанаты съехались со всей Европы, особенно много слышалось немецкой речи.

Перейдем к самым интересным концертам фестиваля Rock en Seine 2024.

The Last Dinner Party

Британки The Last Dinner Party открывали фестиваль в четверг в 16:35, но несмотря на ранний час, все пространство перед главной сценой было заполнено. В первых рядах, как и ожидалось, толпились фанаты хедлайнеров вечера — итальянцев Måneskin, но большинство зрителей пришли специально, чтобы увидеть лондонскую группу. Эбигейл Моррис впечатлила всех своими вокальными данными и раскрепощённым поведением на сцене, а гитаристки Лиззи Мейленд и Эмили Робертс, клавишница Аврора Нишевчи и басистка Джорджия Дэвис создали ей великолепное музыкальное сопровождение. Выступление квинтета длилось чуть меньше часа, за это время группа исполнила хиты из своего дебютного альбома Prelude to Ecstasy, пламенный кавер на песню Блонди Call Me и новую композицию Second Best. Особое очарование вечеру придало то, что парижский концерт совпал с днём рождения фотографа группы Норы, которая, к тому же, является младшей сестрой клавишницы Авроры Нишевчи. Лиззи поздравила ее песней Happy Birthday, исполненную вместе с группой и публикой, и появившимся из-за кулис тортом со свечами.

Kasabian

Вооружившись воспоминаниями об энергетике группы Kasabian и впечатлениями от эффектного видео с последнего Glastonbury, мы отправились на Grande Scène. Признаться честно, отсутствие Тома Мейгана, покинувшего группу в 2020 году, ощущалось в первой части концерта, поэтому его (бывшему) постоянному партнеру по команде Серджио Пиццорно приходилось с удвоенной силой возвращать (нашу) веру в лучшее будущее группы. Во второй половине музыкантам удалось настроиться на нужную волну, и выбегающий в толпу Серджио и сам наконец влился в отрыв по полной. В своем сете английская группа перенесла нас в начало 2000-х, исполнив хиты Club Foot, LSF, Shoot the Runner. Не обошлось и без короткого, но супертанцевального кавера на Продиджи The Breathe, оставив зажигательную Fire на десерт. Французская публика, в отличие от британской, решила обойтись без настоящих файеров, но не менее активно прыгала и в полный голос орала любимое до мурашек Whoo-ooh-ooh-ooh-ooh-ooh. Приятно было услышать и новые треки с альбома Happenings, вышедшего в июле, которые фанаты тоже подхватывали и подпевали. Не хватало, пожалуй, трубы на сцене, хотя ее мы давненько в лайвах не слышали.

Gossip

Вторая попытка воссоединения американской данс-панк-рок группы Gossip, которая взорвала музыкальные горизонты в конце первого десятилетия нашего века. В Европе было анонсировано всего несколько концертов, и, к нашей радости, Rock en Seine оказался среди них. В Париже Gossip, под руководством неповторимой иконы квир-культуры Бет Дитто, представили свое новое детище — альбом Real Power, выпущенный в прошлом году. Концерт проходил на сцене Cascade в сопровождении нововведения этого года — сурдопереводчиков, пары стильных специалистов, сменявших друг друга песня за песней. В первом ряду стояла шикарная парочка драг-квин, подпевавшая все песни и попавшая во все фестивальные фотоотчеты, включая и наш, естественно. Бет тоже заметила и оценила их старания, искренне поблагодарив за столь горячую поддержку. Волна признательности артистки охватила всю публику: в завершении концерта Бет исполнила a capella кавер на песню Эдит Пиаф L’homme à la moto на французском языке.

The Hives

Бешеные шведские стиляги в черно-белых костюмах, исполняющие динамичный гаражный панк, не оставили никому шанса остаться в стороне. Невероятно заразительная энергетика, прыжки по сцене и в толпу заставили попотеть своих поклонников, которых собралось достаточно много для дневного концерта. В перерывах между песнями фронтмен Пер Альмквист, свободно переходя с французского на английский, успешно развлекал аудиторию своими фирменными шутками. «Вы любите группу Oasis?» – закричал Альмквист, вызывая в ответ восторженный гул толпы. «А хотите послушать их песни? Так вот, у меня для вас плохие новости – сегодня мы слушаем только песни группы The Hives!». Финальным аккордом концерта стал убойный хит Tick Tick Boom, окончательно закрепив за этими скандинавами звание самого рок-н-рольного концерта фестиваля.

The Scratch

Наличие таких групп на фестивале отчетливо подтверждает давно устоявшееся мнение — на Rock en Seine смело можно идти на любую из небольших сцен и получить полное удовольствие от новых талантов. В то время, как главная сцена принимала Maneskin, на Firestone выступили The Scratch, став одним из самых ярких и «живых» концертов Rock en Seine 2024! Ирландская группа привнесшая на французский фестиваль незабываемую атмосферу традиционного айриш-паба. Тут и кавер на The Pogues, и традиционные танцы с хороводами, и вплетение метала, под который парни и девушки устраивали мошпит и circle pit. Пиво лилось рекой, а в завершении концерта оказался и хит Another Round с последнего альбома, накрывший всех духом истинного ирландского веселья с желанием побрататься со всеми, кто оказался в этом безумном пабе под открытым небом.

Massive Attack

Любой, кто хоть раз побывал на живом концерте Massive Attack, знает, что каждое их выступление — это завораживающее музыкальное и визуальное шоу. Субботний вечер в парке Сен-Клу не стал исключением. 3D и Daddy G исполнили треки со всех этапов своей обширной дискографии, создавая множество ярких моментов на сцене вместе с приглашёнными артистами. Шотландская икона готики и вокалистка Cocteau Twins Элизабет Фрейзер очаровала слушателей своим голосом на композициях Black Milk, Song to the Siren, Group Four и завораживающей Teardrop. Песни Gone, Minipoppa и Voodoo in My Blood были исполнены вместе с нашими фаворитами прошлогоднего Rock en Seine — британским трио Young Fathers. И, конечно же, постоянный спутник группы, харизматичный ямайский регги-певец Хорэс Энди присоединился к Massive Attack на I Love You и легендарной Angel. Как и на каждом своем выступлении, группа пускала на экране новостные строки и видеоряд о самых наболевших в обществе темах, включая войну в Украине. Но и сама музыка и невероятно красиво настроенный звук пробирали до мурашек.

PJ Harvey

Великолепная Полли Джин Харви, чьи концерты стабильно проходят с аншлагами, а к основным датам добавляются дополнительные, прилетела в Париж на заключительный концерт своего европейского тура в поддержку десятого альбома I Inside the Old Year Dying. Grande Scène, подготовленная к выступлению, напоминала театральную сцену: старинная деревянная мебель была расставлена по углам — стулья, небольшой письменный стол и столик с графином воды, чашкой чая и несколькими стаканами. Первым на сцену вышел легендарный музыкант и композитор Джон Пэриш, спродюсировавший последний альбом Полли, в сопровождении барабанщика Жан-Марк Батти и мультиинструменталистов Джеймс Джонстон и Джованни Феррарио. Затем появилась сама виновница торжества — с широченной улыбкой на лице, в длинном белом платье с накидкой, на которой в течение всего концерта проецировались рисунки. Группа сумела ярко продемонстрировать всю полноту своих талантов, завлекая зрителей в мистический мир, где эмоциональный вокал Полли переплетался с волшебным сопровождением, создаваемым различными музыкальными инструментами. В сет-листе прозвучали как новые готическо-фолковые композиции, так и танцевально-роковые хиты из раннего творчества Полли, среди которых Man-Size, Dress и Down by the Water.

LCD Soundsystem

Хедлайнером воскресного дня стала нью-йоркская электроклэш-группа, творение основателя и бессменного фронтмена Джеймса Мёрфи. Судя по количеству зрителей у главной сцены, озарённой визитной карточкой группы — гигантским диско-шаром, большая часть посетителей пришла именно ради заморского гостя. Мы тоже не могли упустить возможность побывать на выступление артиста, оказавшего значительное влияние на современную музыку благодаря удачному смешению танцевальной электроники и инди-рока в начале 2000-х. LCD Soundsystem отыграли яркий и динамичный сет, заставив танцевать всех собравшихся — наблюдая, как группы французов по 5-10 человек становились в круг и выплясывали, обнявшись друг с другом за руки, невозможно было устоять, чтобы не присоединиться к ним. Единственным моментом, выбившимся из бодрого ритма концерта, стало посвящение песни Someone Great близкому другу Джеймса, экс-гитаристу арт-панк группы Pitchblende, Джастину Чирно, ушедшему из жизни накануне фестиваля.

Мы сознательно почти полностью пропустили выступления двух хэдлайнеров в угоду менее известных имен (и нисколько об этом не жалеем). И даже при этом выбрать самые-самые концерты из всего списка было не так уж и просто — ведь тут были еще и стильные Jungle с новым альбомом, драйвовые Blonde Redhead, неутомимые рокеры Ghinzu, футуристический перформанс от Soulwax в один вечер и порция крутейшей электроники от 2 many djs в другой, безудержные слэмы от Frank Carter & The Rattlesnakes, супермодная и стильная альтернатива с Roisin Murphy, психоделический трип 70-х от Please, добротный панк от The Offspring, качественный олдскульный британский рэп с примесью drum ‘n’ bass от Loyle Carner, приятный spoken word от Kae Tempest, джангловая и брейкбитовая электроника от Canblaster, тропический хаус от Polo & Pan, легенды 80-х Pixies и много других. Фестиваль каждый год грамотно подбирает имена в свой лайнап, и мы всецело поддерживаем вкусы организаторов. До встречи в 2025-м году!

Больше прекрасных фестивальных фотографий ищете в наших фотоотчетах с первого, второго, третьего и четвертого дня Rock en Seine 2024!

Bonne journée и увидимся на Rock en Seine 2025!